Больше рецензий

13 сентября 2022 г. 15:35

511

3 Просто мне не нравится, когда на меня смотрят как на подонка.

Те кто интересуются детективным жанром наверняка знакомы с адвокатом Перри Мейсоном, серийным персонажем американского писателя Эрла Стенли Гарднера. У этого автора есть и другие цикловые сыщики, например, парочка Дональд Лэм и Берта Кул. Им посвящено 30 произведений Гарднера. Гарднер был плодовитым писателем. Для сравнения серия о Перри Мейсоне состоит из 82 произведений.

"Домашняя заготовка" - первый роман из цикла Дональд Лэм и Берта Кул. Год выхода - 1939.

Дональд (повествование ведется от его лица) молодой человек, которого выгнали из адвокатуры за нарушение этических норм, приходит устраиваться на работу в детективное агентство. Владелица агентства Берта Кул, вдова, дама лет шестидесяти, толстая (именно так и сказано - толстая), прижимистая.

Дональд, судя по описанию, маленький, тщедушный (упоминается его вес, килограмм около 55), неглуп, пронырлив.

Я недаром акцентировала внимание на год выхода романа, поэтому что у меня с первых строк возникла ассоциация с другой парочкой - Ниро Вульфом и Арчи Гудвином писателя Рекса Стаута , первое произведение о которых вышло в 1934году.

Возможно, так считают некоторые  исследователи творчества Гарднера, цикл расследований Дональда и Берты задумывался как некая пародия на Ниро и Арчи, но это не точно.

Вернемся к роману, взяв Дональда на работу, Берта сразу дает ему задание вручить Моргану Берксу, мужу очередной клиентки бумаги о бракоразводном процессе. Дело осложняется чем, что муж скрывается от полиции, так как обвинен в мошенничестве, к тому же его разыскивает игровая мафия.

В первой половине книги Дональд собственно этим и занимается, пытается найти Беркса и вручить ему бумаги под роспись и при свидетелях. Как и положено главному герою, он пользуется популярностью у коварных и не только красоток, мафиозных бандитов и естественно получает по морде (классика жанра).

Труп появляется только в середине книги и после этого основная интрига становиться ясна. Заключительная часть посвящена некому юридическому пассажу в суде, основанному на противоречивости и несовершенстве законов штатов США. Пассаж весьма технично вплетен в сюжет.

Роман, как и остальные произведения писателя, отличает короткие диалоги, динамизм и отсутствие описаний, характеризующих временные реалии (гОрода, улиц, одежды, еды и т.п.)

Прочитала без особого интереса. Детективная интрига не впечатлила. Обещанной пародийности не почувствовала, была пара-тройка занимательных диалогов между Дональдом и Бертой, но они блеклые по сравнению с пикировками Ниро и Арчи.

Да и сами главные герои-сыщики не могут сказать, что совсем не понравились, но любви с первого взгляда не случилось. В раздумьях, стоит ли давать им второй шанс.