Больше рецензий
24 сентября 2013 г. 13:01
675
5
РецензияСтрашно, когда явь вдруг оказывается сном, но гораздо страшнее, когда то, что принимал за сон, легкий и безответственный, начинает вдруг остывать явью.
вечно все читаю шиворот-навыворот, вот так получилось и с этим ранним написанным еще по-русски романом Набокова, который я прочла лет на 15 позже, чем «Лолиту», «Пнина» и другие поздние произведения. И очень жаль, так как «Соглядатай» - прекрасная вещь. И, не смотря на кажущуюся фантастической завязку – жизнь после смерти, необыкновенно психологически достоверный роман о страдающей душе и об одном из способов защиты от страдания. Главный герой – фигура совсем не героическая, человек слабый, непрактичный, одним словом – неприкаянный. И, что самое трагичное, неукорененный в собственных чувствах, эмоциях, ощущениях, оторванный от живого в самом себе. Такое случается, когда человек слишком рано встречается с непереносимыми переживаниями. Чувствовать, жить, дышать – больно, существовать автоматически – не умеет, а как известно,
человеку, чтобы счастливо существовать, нужно хоть час в день, хоть десять минут существовать машинально.
единственный выход, кажущийся наименее болезненным – отстраниться от себя, превратиться в соглядатая и бесконечно искать себя в других, превратить унылую реальность в сказочный сон и ни в коем случае не вспоминать, что это явь…
Я понял, что единственное счастье в этом мире, это наблюдать, соглядатальствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, не делать никаких выводов, — просто глазеть. Клянусь, что это счастье… Я счастлив тем, что могу глядеть на себя, ибо всякий человек занятен — право же занятен!..
Необыкновенно грустная история. И именно поэтому нелепые, глупые, даже откровенно некрасивые поступки героя не вызывают возмущения, а он сам – отторжения, несовершенный, одинокий, в чем-то пошлый, в чем-то мелкий и жалкий герой становится понятным и почти родным и ужасно хочется пожелать ему того живого счастья, о котором он кричит в конце романа и которое для него совершенно недостижимо…
Комментарии
В этом смысле "Соглядатый" похож на "Сон смешного человека" Достоевского.
Отрадно читать о таком проникновении в судьбу героя ( многих она почему-то отвращает).
Есть в этом что-то невесомое, как при расставании души с телом, и взгляде на него со стороны.
Отвращать судьба героя может либо очень юных и наивных читателей, либо тех, кто так и продолжает плыть по поверхности, никогда не погружаясь в глубину. Возможно, они счастливы, но как-то не хочется такого счастья.
Что-то очень знакомая мысль)
Знаете, если мы не так уж знаем "поверхность", то нырнув на глубину, человек может потерять понятие "верх" и "низ". И этот то захлёбывающийся хаос и пугает многих , и не только поверхностных людей.
И, да, не каждый же в рецензии чувствует нужным пожелать счастья сомнительному герою.)
Думаю, мысль весьма простая, витающая где-то в общей ноосфере. Собственно, не так важно, где верх, а где - низ, главное - принять хаос как данность и не захлебнуться. Иначе в жизни будет спплошной "глянец" поверхности, вне зависимости от того, "вверху" человек или "внизу".
Живыми кажутся именно "сомнительные" герои, поэтому им можно и счастья пожелать.)
Вы правы. С точки зрения космичности, понятия "верха" и "низа" вообще условны. И хаос нужно принять как данность, но..иметь в себе нечто, что выделяло бы нас из этого хаоса, на что можно было бы опереться и не потерять себя в нём.
А "сомнительные" герои тем и интересны, что они не зачерствели в окончательном определении мира и себя. Они не знают, какими будут завтра и что скажут сейчас. В них всё бурлит и бродит : живые клочочки пейзажа хаоса...)
Думаю, что люди так устроены, чтобы выделяться из хаоса. Иначе для чего мы были оборудованы душой и сознанием?)
Я тоже не знаю.) Вы не читали "Штиллера" Фриша?
Ну да, из хаоса то мы конечно должны выделяться, но, смущает одно : мы не замечаем, как сами творим свой личный хаос, желая им прикрыть основной.
Нет, Штиллера я не читал, но, пробежавшись по рецензии, как-то ассоциативно пришла на ум набоковское "Отчаяние". Похожие ( пусть и косвенные) проблемы отрицания себя, той роли, которую навязал социум, и.. маски...
p.s. кто-то Вас заминусовал )
Личный хаос, думается, проявление глобального хаоса.
Да, "Штиллер" чем-то "Отчаяние" напоминает, только у Набокова (ИМХО, разумеется) это ещё и про вечное недовольство собой Художника, а "Штиллер" - про полнейшее неприятие себя, ну и про человеческие отношения в целом очень хорошо.
PS Сие милое проявление хаоса обладает завидным постоянством и бездной свободного времени, минусуются даже комментарии в духе: "Пушкин - великий поэт". Почти соглядатай, не побоюсь этого слова. )))