Больше рецензий

tanuka59

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 сентября 2022 г. 16:27

867

4

Все, что я знала об этом романе – в нем есть несколько альтернативных финалов…
О Фаулзе я знала чуть больше (это третий его прочитанный роман) – у него мастерский стиль прозы и он любит издеваться над читателем – и здесь это опять налицо.
Джон Фаулз приглашает читателя принять участие в эксперименте, который он проводит сам: великий кукловод берет историю 100-летней давности, вписывает в сюжет не только своих персонажей, но и самого себя.

Этот роман, как дань традиционным викторианским романам таких великих писателей, как Чарльз Диккенс, Джордж Элиот, Томас Харди. Можно даже провести параллель между героиней Харди - Тэсс из д'Эрбевиллей и Сарой Вудраф Фаулза. Но следует помнить, что это всё-таки не викторианский, а постмодернистский роман.

Начинается он, как обычная мелодрама викторианской эпохи.
Молодой аристократ Чарльз обручен с Эрнестиной - девушкой из богатой семьи. Но однажды он встречает загадочную Сару – женщину с весьма сомнительной репутацией и естественно влюбляется в неё. Переживая своё чувство, Чарльз сталкивается с рядом моральных дилемм…

А затем роман перерастает в нечто другое, гораздо более современное, с современными ситуациями и дилеммами. Сосредотачиваясь на философии, проблемах той эпохи Фаулз пытается объяснить действия своих героев с помощью многостраничных размышлений и исследований психологии викторианцев, основанных на мыслителях, работах, популярных мнениях и событиях того времени.

В начале каждой главы автор помещает эпиграф, который представляет собой цитаты и фразы вышеупомянутых писателей, Карла Маркса, стихи и строфы таких поэтов, как лорд Альфред Теннисон, Мэтью Арнольд.
Каждый такой эпиграф предвещает то, что может произойти в этой главе. Я должна подчеркнуть это "может", так как это не точно. Фаулз напрямую обращается к читателю и заявляет, он не знает судеб своих героев, что он дает им свободу воли, и они сами определяют свой исход в романе.

Попутно рассуждая о причинах писательского труда, о том, как должен вести себя и каким должен быть писатель, автор вооружает нас знаниями, начиная от форм викторианских противозачаточных средств и заканчивая обзором социальных классов Англии. Всё это, по его мнению, нам поможет понять не только поступки его героев, их мотивы и моральные ценности, но и получить представление обо всей викторианской эпохе.
Поэтому, читать роман точно скучно не будет.

Ну и Фаулз не был бы Фаулзом, если бы предложил читателю традиционный «закрытый», очень в духе викторианских романов, финал. Хотя он такой предложил, но кроме него, еще два…
Нам осталось сделать выбор, каким он будет.