Больше рецензий

31 августа 2022 г. 11:35

1K

4

Читать между строк легче, чем разбираться в тексте.


... говорить с самыми смиренными мира сего так же трудно, как и с самыми сильными.

Интересный роман, который не захватывает с первых страниц. Удивительно, да? И так бывает. Первая треть шла с большим скрипом: герои казались однобокими, пафосными и выбешивали ваще, и действие кружило кругами, никуда не продвигаясь. А потом как пошло, как пошло! Незаметно персонажи обрели плоть, дух, душу,



(...для неё было важнее получить впечатление, чем произвести его. К тому же она и не умела производить впечатления, когда заранее знала, что от неё этого ждут: что и говорить, Изабелле нравилось восхищать людей, но она упорно не желала сверкать по заказу)

сюжет стал закручиваться, книга читаться не то, чтобы на одном дыхании, но как хорошая классическая вещь, с остановками на подумать, с перечитыванием абзацев.

Полагаю, любимый вопрос, который возникает у читателя - зачем Изабелла Арчер (её портрет живописует автор) сделала такой странный выбор и что было бы, если бы... И  я тоже досадовала на неё, переживала за девочку, которая хотела "научиться жить в одиночестве", да вдруг замуж выскочила, да так неудачно... Но это для себя, для Изабеллы Арчер пара сомнительная, тогда как для автора и для читателя героиня сделала максимально дорогой подарок: вместе с мужем заперлась в башне индивидуализма. Крайнего индивидуализма в терминальной стадии развития.

Это конечно маловероятно, но мне показалось, что муж Изабеллы, Гилберт Осмонд, просто добавил жену в свою коллекцию ценностей, практически превратив её в произведение искусства (ох, как некстати вспомнился здесь Эрик-Эмманюэль Шмитт - Как я был произведением искусства   !). Такой дядька, помесь коллекционера с парфюмером, чудовище, озабоченное исследованием "изысканности и утончённости", загоняющий на прокрустово ложе своих взглядов и ценностей жену и дочь. Вот уж действительно - брррр... И автору этот процесс не только интересен, но и понятен! Не знаю, у меня сложилось впечатление, что Джеймс не то, чтобы восхищается Осмондом, но как бы это сказать, не наблюдатель и не летописец, он где-то разделяет взгляды своего героя, намекая: ну, мы же исследователи, значит, должны жертвовать кем-то ради эксперимента... Полагаю, что я неправа, и тем не менее, странный итог прочтения книги - мне неприятен автор((

И ещё немного о героине романа. Будучи девушкой (женщиной) умной, сообразительной и независимой, по словам автора, её стремление растоптать себя, искорёжить и уничтожить



и тем не менее она готова была согласиться почти на всё, только бы не отречься от самой серьёзной, от единственной священной обязанности

как личность в угоду мужу, вызывает сомнения как минимум в её уме. Конечно, я могу судить только позиции современного человека. И всё же. Такое смирение попахивает мазохизмом. А маниакальное желание добиться счастья в предложенных условиях любыми путями - слабоумием. В эпизодах, когда автор, путаясь в мотивациях Изабеллы, настаивал на том, что она - молодец, хотелось бросить книгу, благословив девушку словами Тургенева: "Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви."

Книга прочитана благодаря Борцам с долгостроем в процессе Игры в классики