Больше рецензий

30 августа 2022 г. 15:16

52

2 Вязнущий в зубах фанатизм

В большинстве случаев я не читаю предисловия к книгам, чтобы не создавать излишних ожиданий и обманываться в предвкушении. Почему в этот раз я нарушила зарок? Очевидно, таков рок злосчастного Шардика.
Странное дело… теперь, когда книга прочитана, мне больше думается не о ней, а об авторе, который, судя по всему, просто вывернул душу наизнанку в этом романе, вложил в него все, что мог и хотел сказать. Это еще один пример той удивительной разницы восприятия писательского и читательского. Потому что я как читатель могу лишь сокрушенно пожать плечами об усилиях автора. И мне хотелось бы ограничиться этим пожатием и одной лишь фразой - «Роман не примечателен ничем». Но связанная обязательствами Долгой прогулки, попробую чуть развернуть мысль.
Созданный автором фэнтезийный мир ничем не отличается от множества таких же миров, которые представляют собой некое условное древнее государство с анималистическим культом. И, ожидаемо, что главный герой этого культа — медведь.
Главные герои тоже довольно шаблонные. Немного юродивый охотник Келдерек, чью судьбу преображает явление Шардика, вознося его на вершины местного общества и уродую душу. Хитрые и хищные вожди, мудрые и сильные жрицы… Все эти типажи настолько ожидаемы, что с первых страниц начинаешь зевать. Уже первое явление главной жрицы выглядит прямо хрестоматийным.
Сюжет написан довольно живо, но все идеи автора настолько прозрачны, что хочется сказать «Довольно» уже после первой трети. Ну, автор, мы же не идиоты, мы уже поняли, как плохо фанатизма и вера в собственную избранность влияет на человека, как она превращает его в худшего тирана из возможных.. Да, да, «ад начинается с пены на губах ангела». А бедный медведь — тот самый символ, на месте которого мог быть крест или полумесяц, или что угодно еще. Боги не имеют никакого отношения к распрям людей — они могут лишь скорбно взирать на те бесчинства, которые творятся во их имя.
И очень быстро стирается граница между истинной верой, ради которой приносятся жертвы, и спекуляцией на вере. Да, безусловно, это одна из тех истин, которые не лишне повторять время от времени. Вот только… возможно, она лучше бы звучала иначе — не так в лоб, не таким откровенным вязнущим в зубах морализаторством. Автор словно специально сдабривает свой роман обильной кровью, чтобы истина лучше усвоилась. Но только обилия жесткости, скорее, отталкивает, чем заставляет проникнуться страданиями живых существ. В какой-то момент это становится таким же раздражающим как пропаганда вегетарианства в научпопе Юваля Ноя Харари. И вызывает полностью обратную реакцию — да, к черту!
А медведя жалко… И это единственная живая эмоция, которая сопровождает меня как читателя с начала и до конца.

Для ДП 2022 - "Радио БедЛам"