Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

30 августа 2022 г. 11:52

83

4.5 О легкости смерти. О сложностях любви

В этот сборник вошли три романа и две новеллы, но начну я свой рассказ о своих впечатлениях не по порядку, а с самого известного, поскольку "Принцесса Клевская" своего автора прославила настолько, что мы даже сейчас к ней возвращаемся, и в курсы истории литературы он входит.
И в принципе, понятно, почему именно "Принцесса Клевская" попала в список 1001 books you must read before you die. Истории длительного и настойчивого соблазнения описывали и до Лафайет (хотя кто их знает, был ли первым сразу вспоминающийся в этом контексте Шадерло де Лакло), но вот об опасности правды в супружеских отношениях она, похоже, действительно написала лучше всех. Юная принцесса изо всех сил хочет быть хорошей, и верной женой, но поскольку она вышла замуж без любви, и является красавицей, на её сердце и постель тут же выстраивается целая очередь претендентов. Один, как водится, абсолютно неотразим, и сражает юное сердце наповал. При этом многоопытная мать советует опасаться соблазна, и блюсти себя, но довольно быстро умирает, оставив свою дочь противостоять искушению в одиночку. И поскольку девушка хочет чистой любви до гроба, а не легкой интрижки - никаких полумер!, ей приходится весьма туго. И тут она вспоминает уверения мужа в безусловной поддержке, и открывает ему часть правды о своей ситуации. Ох, и напрасно она так поступила. Потому что муж, хотя ей и помогает справиться с обольщением, но вовсю изводит её и себя ревностью. В итоге случается такой нестандартный любовный треугольник, с финалом в стиле русской классики "но я другому отдана, я буду век ему верна". И ладно бы только так! У Лафайет в финале очень хочется вызвать к героине психотерапевта. Просто поговорить.
При этом в романе замечательно выстроен исторический фон. Вставными новеллами даны главные события того времени, о которых мы все читали у других французских авторов, и в фильмах смотрели. В частности, очень мне понравились на втором плане истории присутствующие в романе Мария Стюарт, пока ещё живущая при французском дворе, сватовство к Елизавете Первой, а также Диана де Пуатье, Мария Тюдор и куча других персонажей, хорошо знакомых по романам Дюма, Цвейга и прочим источникам.

Что касается других романов и новелл, то тут тоже есть, о чем рассказать. Заида - это просто классика любовного романа (не так поняли, не то подумали, и все страдаем, пока всё не выясним), с неё явно половину нынешних мелодрам (в том числе телесериалов) списывают. Для меня она была невероятно затянута. То есть с самого начала понятно, чем всё закончится, но надо плести историю длиной в двести сорок страниц, которая перодически прерывается кучей "вставных новелл", чтобы привести героев к закономерному финалу. Мне было скучно, но как классический образец любовного романа - самое то. Ещё и происходит всё в Испании, и с мавританским колоритом, причем с легкостью смены религии в обе стороны.

Две новеллы - "Принцесса Монпансье" и "Графиня Тандская" - это о любви и об изменах, об интригах при французском дворе. Противостояние с Гизами, преследование гугенотов... Причем мне больше понравилась Принцесса, но это, пожалуй, просто потому, что там изящнее прописаны характеры героев, да и сама интрига интереснее. В обеих новеллах, и во всей книге в целом удивляет, насколько легко герои умирают. Не в битвах, не от болезней. Просто несчастная любовь, и героиня расстается с жизнью, избавляя себя и окружающих от долгого осуждения, от раскаяния, от последствий необдуманных поступков. Это вот нашим бы так, а то несчастная Анна Каренина до собственного решающего шага пятьсот страниц ждала, пока её господь приберет.

А вот роман "История Генриетты Английской, первой жены Филиппа Французского, герцога Орлеанского" мог бы быть и подлиннее. Тут мы возвращаемся ко двору молодого Людовика XIV, в те времена, когда он ещё только пробовал на вкус абсолютную власть и всеобщее обожание. С учетом того, сколько раз я читала и перечитывала "Виконта де Бражелона", у меня было ощущение, что я вернулась к хорошо знакомым людям и интригам, только посмотрела на них под несколько иным углом. Забавно было, в частности, помимо мадемуазель де Лавальер встретить в истории Тонне-Шарант и Монтале, с которыми Луиза у Дюма секретничала в начале своего романа с королем. Про то, что именно Тонне-Шарант впоследствие стала госпожой де Монтеспан - я понятия не имела! В историю мадам де Лафайет включила и себя, в качестве весьма важного персонажа, знакомого с ситуацией изнутри, и мало того, написавшего этот текст по прямой договоренности с самой Генриеттой. Роман написан в форме таких женских сплетен, без особой проработки характеров, а довольно ситуативно, то есть представляет интерес скорее не с литературной, а именно с исторической и мемуарной точки зрения. Но читать обо всех этих дворцовых интригах мне было интересно, тем более, что большинство имен давно и хорошо знакомо по исторической литературе и фильмам. А заканчивается всё внезапной смертью Генриетты в довольно молодом возрасте, при которой присутствует автор.

Словом, это было крайне любопытное знакомство с автором, и возвращение к французской истории, в которой, если судить по художественной литературе, все были заняты скорее галантными приключениями, а не политикой, причем во все времена - и тогда, когда Францию трясло в противостоянии католиков и гугенотов, и спустя сто лет, когда будущий Король-солнце только начал прибирать свою страну к рукам. По крайней мере, именно эти интриги занимали мадам де Лафайет куда больше, чем начинающиеся и прекращающиеся войны, заключаемые политические союзы и передел власти. Впрочем, если судить по её текстам, в каждом историческом событии важную роль играла какая-то любовная интрига. Не думаю, что это - обязательный текст для прочтения, но для интересующихся французской историей познакомиться с взглядом реального участника событий - небезынтересно. Особенно конечно, именно о времени Людовика XIV, тут автор писала о том, что сама видела. С другой стороны, тут ей приходилось заниматься самоцензурой, слишком многое затрагивало её самоё, и близких ей лиц. С учетом этих моментов, она неплохо справилась, на мой взгляд.

Книга прочитала в рамках Игры в классики. Рецензия написалась случайно.

Комментарии


У Лафайет в финале очень хочется вызвать к героине психотерапевта.

Такое желание возникает при чтении практически любой классики)))


Не, тут прямо срочная помощь не помешала бы...