Больше рецензий

BooKeyman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2022 г. 18:39

475

4

Итак, расцвет литературы, 1847-1848 года. За это время выходит много ключевых произведений мировой литературы, как то Грозовой перевал, Джейн Эйр и Агнес Грей сестер Бронте; в России пишут Достоевский, Герцен, Гончаров; творит Александр Дюма. Именно в этот период и рождается Ярмарка Тщеславия, самое главное произведение Теккерея, на мой взгляд, в его писательской карьере. Были еще 7 романов, но ни один из них не достиг такого признания.
Изначально роман был опубликован в сатирическом журнале Панч, что определяет суть произведения и его проблематику – бичевание нравов и раскрытие язв общества, если так можно сказать. Писатель применил термин "Роман без героя", и это действительно так – вы не назовете ни одного персонажа этой книги, который бы по-настоящему вызывал сочувствие, жгучую ненависть или сострадание. Жалость – если только в рамках термина жалкий, и эти регалии достаются Уильяму Доббину, который как послушная собачонка волочился за недалекой Эмилией Седли, ужасно доброй, и ужасно недалекой. Сама Эмилия, поначалу опекаемая автором, в конце концов нашла свое счастье, и была ядовито названная автором повиликой, что на многое намекает.
Бекки Шарп, подруга Эмилии и пансионерка, реализует свои вечные мечты обогащению и устройству в жизни, но везде терпит крах, - и дело не столько в том, что писатель ее осуждает. Это сатира, и Теккерей наблюдает за Бекки Шарп как голос за кадром рассказывает о жизни пресмыкающихся, ведущих безуспешную борьбу за выживание.
Джордж Осборн вызывает только антипатию – возможно, по причине того, что его писатель пустил в расход раньше всех на полях Ватерлоо, и мы не успели познакомиться с его положительными чертами. По крайней мере поначалу аналогичные чувства вызывает муж Бекки, Родон Кроули, который затем оказывается любящим отцом и супругом.
Не вызывает симпатию еще один увалень, Джон Седли, трусоватый малый, который в конце жизни пущен в оборот Ребеккой Шарп.
Есть еще персонажи, о которых можно рассказать, но они не имеют особой роли в повествовании.
Положительные персонажи (которые стараются не вредить, по крайней мере) невыносимы скучны. Куда интереснее наблюдать за ухищрениями проныры Ребекки Шарп, чье бедное происхождение заставило искать более легкий путь в высшее общество. Конечно, это общество (вместе с автором) потешаются над Бекки, но ее силе воле и находчивости можно только позавидовать.
Надо отметить, что писатель не видит серьезности ни в этом действе, ни в персонажах своей книги, отводя всему происходящему роль шутовского балагана на театральных подмостках жизни. Я думаю, что Теккерей даже не общается с читателем на равных, усаживая того перед сценой, и предлагая свое видение ситуации – с юмором, бичующим нравы и тщеславие людей, которые тешат себя жалкими надеждами.
Какие-то серьезные рекомендации по прочтению книг, опять же, давать не буду. Ярмарку тщеславия сложно назвать устаревшей книгой по причине того, что человечество не меняется, и метаморфозам подлежит только внешняя оболочка и устаревает язык произведений, описывающих все происходящее. Каждый из нас был, есть и будет действующим лицом на ярмарке тщеславия, имея свои амбиции и слабости.