Больше рецензий

26 августа 2022 г. 22:55

675

5

Вторая для меня книга автора и опять - чудесная! Подлинность мемуаров и красочность языка. Необычные герои, самые обездоленные жители петроградских окраин - воры, инвалиды войны, сироты, проститутки, юродивые. Послевоенный Ленинград - тоже действующее лицо книги. Невозможно представить происходящее в иных декорациях. Кочергин становится летописцем городского "дна". Трогательна особая тональность книги - сочувствие к "униженным и оскорбленным", восхищение их талантами и стойкостью, где-то ирония и усмешка, где-то боль, а где-то нежность.

Несколько запомнившихся сюжетов.
Василий Петроградский и Горицкий, пьяница и "обрубок", будучи выселен за пределы города в санаторий для калек, организовал там хор "самоваров".
Островные проститутки из рассказа "Жизель Ботаническая" вырастили сироту Гюлю, "выучили" её в Вагановском училище и пришли при параде на её выпускной спектакль в Мариинский театр.
Актёр театра подрабатывает дрессировкой кур и любит их трогательной любовью ("Куроводец")
Герои, гонимые за веру, Платон и Платонида, ослеплённые озверевшими представителями советской власти, живут странничеством и отпеванием покойников.

Удивительна судьба самого Кочергина. Он родился в Ленинграде. Сын репрессированных родителей, в раннем возрасте попал в детприемник, был эвакуирован в Омск и в 1945 году бежал по направлению к родному городу. Его скитания продолжались 7 лет, в холодное время года он "сдавался" в ближайшем городе, добежал в итоге до Прибалтики,  откуда его и забрала освободившаяся мать. Об этих странствиях более подробно написано в "Крещенных крестами", которые стали лауреатом НацБеста и "Большой книги". Но и в "Ангеловой кукле" есть несколько историй беспризорного детства. Вернувшись в город,  Эдуард поступает в художественную спецшколу и затем в театральный институт, работает во многих ленинградских театрах, добивается признания. Уже много лет Кочергин - главный художник БДТ.

Потому он так понимает своих героев, что сам хлебнул уличной жизни, и могла бы его судьба сложиться совсем по-другому, если бы не талант, характер, поддержка добрых людей.

Книга основана на устных рассказах, театральных байках и быличках. Необычен язык, близкий к лесковскому - сплав из словечек, прибауток, песен, воровской "фени", - и острый взгляд художника, подмечающий характерные детали каждого персонажа.

"Кукла" -  первая книга Кочергина, и в ней есть несколько тем, которые автор продолжает и развивает в следующих. Кроме беспризорного детства и  питерского "дна", это учеба в Средней художественной школе, театральные истории, путешествия по северным областям.  Ещё один важный мотив, интерес к "бывшим" людям, тоже роднит его с Лесковым, только у каждого - свои "обломки века".