Больше рецензий

26 августа 2022 г. 21:50

590

4

«Виктор Олегович, безусловно, гений» – думала я и снова порывалась бросить чтение, потому что чувствовала: этот автор абсолютно не мой. И поэтому отзыв по Пелевину для меня сейчас самый сложный – нелегко преобразовать бурю чувств от прочитанного в слова, оценки и мысли. Иногда что-то эфемерное возникает в душе от всевозможных вещей, в том числе книг, событий, моментов, и кажется, что, описав их, лишишься дорогого чувства, неосязаемого маленького счастья. Создать из чувств слова все равно что отяжелить их, сделать не такими приятными и дорогими, но одновременно с этим хочется поделиться ощущаемым с другим человеком, вот и получается конфликт.

Итак, начну с того, что мне определенно понравилось в романе: переплетенный сюжет с шумеро-аккадской мифологией, придающий всему тексту какую-то сакральность; тяжелые гротеск и ирония над современностью, Россией и капитализмом, описывающие одержимых различными идеями людей, которых можно встретить сейчас везде. И это действительно доставляло удовольствие, будто ты видишь этих людей насквозь и, в силу ваших различий, считаешь их взгляд на мир слегка преувеличенным, запутанным, даже заблудшим в некотором смысле. Роман местами непонятен, постмодернистичен и наполнен множеством отсылок, которые понимаешь – молодец, а не понял – ну и ладно. Недавно в разговоре я сказала о том, что Пелевина могут читать все: от необразованного читателя до профессора с двумя образованиями, и для каждого текст покажется интересным. Дочитав, я почувствовала тяжелое ощущение непонимания, будто не раскрыла тайну книги, не разгадала все отсылки, но это нормально. Вся книга похожа на цветной бэд-трип с проблесками на трезвые состояния и рациональные мысли. Сначала это показалось мне отрицательным моментом, потому что мое отношение к любым веществам – резко негативное, однако озарила мысль о том, что весь текст – своего рода спасительная таблетка от состояния возвышенной книжной феи, привыкшей жить в комфортном мире, где нет грязи, грубости и страха. 10 баллов из 10 готова поставить за концепцию «вау-импульса» – некоего ощущения достатка, когда носишь дорогие вещи и ездишь на дорогих машинах. В романе четко выделена главная мысль, связанная с творчеством и деньгами, автор придает незначительное внимание пачкам долларов, дорогим вещам и роскошной жизни, говоря о том, что человек способен в этом всем раствориться, и «поэтому конец света, о котором так долго говорили христиане и к которому неизбежно ведет ваурезация сознания, будет абсолютно безопасен во всех смыслах – ибо исчезает тот, кому опасность могла бы угрожать». И действительно, иногда жизнь превращается в множество «хотелок», которые не успеваешь удовлетворять, как возникают новые, и от этого нам все кажется, что времени ни на что не хватает, закапываем себя в делах, испытывая кратковременное счастье от покупок, равноценное вечерней попойке. Почему наши родители раньше нас выходили на работу, заводили детей? Потому что таково было разнообразие, так жили все и хотеть больше было нечего, а сейчас даже представить страшно, насколько выросли аппетиты, сколько всего хочется успеть до тридцати и угнаться за девочкой-соседкой, у которой в 19 лет появилась машина, квартира и оплачено родителями обучение в колледже, название которого никто и не слышал. Посмотришь на другого и сразу возникает мысль, что ничего не успел и не добился, а отсюда и дохлая мотивация обменять жизнь на мелкие бумажки. А в романе Пелевина есть нечто большее, некое достоинство главного героя, которое неосознанно стоит выше и не ведется на уловки современного мира, и оттого читателю легче ассоциировать себя с ним и согласиться.

Источник

Комментарии


Хороший отзыв, вдумчивый!)