Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2022 г. 15:18

102

5 Как я учил своего сына русскому языку по учебнику 69-летней давности.

Учебник русского языка для 1 класса, 1953 года издания.

Не всем родителям нравится то, чему и как учат их детей в современной школе.
К счастью, нынешнее законодательство позволяет нам самим учить своих сыновей и дочерей так, как мы этого хотим, пользуясь при этом любыми доступными учебниками и учебными пособиями.
Многие родители открыли для себя так называемые «сталинские» учебники, по которым учились советские ребята в довоенные и послевоенные годы. Эти учебники стали вдруг востребованы. Особенно с тех пор, как их начала переиздавать группа энтузиастов.

По некоторым причинам мой семилетний сын получает семейное образование. И мы учим его по учебникам сталинских времён.
Весной мы со Стёпой завершили курс обучения русскому языку по учебнику для 1 класса начальной школы, увидевшему свет в 1953 году и переизданному в наши дни.
Здесь мы хотим рассказать об этой великолепной книге и о нашем опыте работы с ней.

Первое издание учебника русского языка, созданного Никифором Алексеевичем Костиным для 1 класса, вышло в 1953 году. Именно этот вариант и переиздаётся в наши дни.
Если ваш ребёнок ещё не умеет читать, то мы рекомендуем воспользоваться для его обучения Букварём Александры Ильиничны Воскресенской 1947 года издания, который также теперь переиздан. Освоив же чтение и письмо, можно будет обратиться к учебнику Костина.

Сразу хочется отметить высокое качество нового издания.
Учебник имеет толстую прочную обложку.
Если вы будете обращаться с ним бережно, его можно даже не оборачивать, и прослужит он вам долго.
Текст учебника напечатан на твёрдой, достаточно толстой белой бумаге.
Эту книгу действительно ПРИЯТНО взять в руки.

Уже сама обложка настраивает ученика и родителя на рабочий лад. Аляповатость многих современных учебников, делающая их похожими на нечто среднее между обёрткой от жвачки и книгой комиксов, отбивает охоту учиться у многих. Здесь же мы сразу видим – перед нами именно УЧЕБНОЕ пособие, а не что-то иное.
Открыв книгу, на левой странице мы встречаем оглавление, из которого узнаём, что учебник поделён на 24 параграфа и включает в себя небольшой словарик. Никаких нелепых условных знаков, никаких уверений в том, что учебник соответствует ФГОС или чему-то ещё, здесь нет. Просто потому, что это здесь не нужно.
На правой странице того же разворота мы видим иллюстрацию с изображёнными на ней пионерами, вручающими букет товарищу Сталину.
Учебник этот чёрно-белый, а потому иллюстрация тоже чёрно-белая. На ней показаны ученики и фактический руководитель страны. Никаких жирафиков, коровок, самураев и других нелепостей, которыми встречает нас учебник нынешнего времени.
Под иллюстрацией стихотворная надпись:

Мы страною гордимся любимой.
Мы счастливые песни поём.
Мы любимое Сталина имя
Носим бережно в сердце своём.

Перелистнём страницу и проверим, не зря ли эти ребята гордятся своей страной.

Да, судя по этому учебнику, – не зря!

Книга замечательна свёрстана.
Номер и название темы параграфа найти легко – оно буквально бросается в глаза.
Учебная информация отчёркнута параллельными линиями с обеих сторон, а особенно важные правила заключены в рамку. Это позволяет легко найти главное в каждом параграфе.
Задания упражнений часто проиллюстрированы небольшими, но точными и приятными глазу картинками.
Не знаю, многие ли обращали внимание на то, что люди и животные в современных учебниках нарисованы сюрреалистически. Пропорции их тел настолько изуродованы, что только диву даёшься. Невольно возникает мысль: «А учился ли иллюстратор своему мастерству вообще? А понимает ли он, что иллюстрирует детский учебник, а не журнал «Шарли́ Эбдо́»?
Этот же учебник оформлен талантливо и со знанием дела. Пусть рисовали в нём не Саврасов и не Шишкин, но зато уж и не Сальвадор Дали.

На протяжении всего учебника авторы время от времени демонстрируют каллиграфическое написание слов и предложений. Если в очередном задании ребёнку предлагают списать слова или текст, кто-то из родителей всегда может указать сыну или дочери: «Пиши, как показано на образце. Посмотри, как красиво и аккуратно написаны слова в учебнике – постарайся скопировать это письмо как можно точнее».
Шрифт учебника крупный, рассчитанный на ученика 1 класса.

Отдельно надо сказать о текстах упражнений.
Они не только помогают ребёнку учить родной язык, но воспитывают его, дают ему полезную информацию о действительной жизни.

В современном учебнике я такой вот текст прочёл:
«На уроке
- Какие буквы вы знаете? – спросила учительница.
- Б-э-э-э! – ответил Барашек.
- И-и-и! – сказал Ослик.
- Га-га-га! – ответил Гусь.
- Ж-ж-ж! – сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы».

Мне жаль авторов этого учебника. Мне грустно смотреть на учителей, которые по этому учебнику работают. Но больше всего я сочувствую детям, которые вынуждены знакомиться с языком Пушкина, Толстого и Твардовского по таким текстам. И ещё немножечко жаль, что за школьной партой (согласно автору этого текста) сидят теперь не юные строители коммунизма, а ослы, бараны, гуси и жуки.

В «сталинском» учебнике Костина всё совсем иначе.
Приведём несколько примеров.
На странице 6 читаем: «Рома и Наташа были в лесу. Наташа отстала от Ромы. Она громко крикнула: «Ро-ма!» Рома ответил ей: «На-та-ша!» Наташа быстро нашла Рому».
Ученик здесь должен выполнить два задания. Но кроме этого, он читает о том, как дети идут в лес, о том, как они ведут себя в лесу, чтобы не потерять друг друга. Мы видим некий, как теперь бы сказали, урок безопасности жизнедеятельности. Причём, урок, встроенный в курс русского языка и не требующий введения специальных учебных часов. Разве плохо?

Другой пример.
«Упражнение 10. Прочитайте и спишите.
Николай с Ниной были в лесу. Они собирали малину. Нина видела синицу».
Интересно, верно? Дети не дурака валяют, а помогают взрослым – собирают малину. Да ещё успевают за природой наблюдать – Нина, вот, синицу увидела.
Согласитесь, этим ребятам будет легче усвоить на уроках биологии и географии, какие сезонные изменения происходят в природе. Да и что такое труд (главное дело жизни) они уже знают.

Ещё пример.
«Упражнение 22. Прочитайте и спишите. Выделенные слова разделите для переноса.
Надюше всего четыре года. Надюша ещё ребёнок, но она помогает маме. Надюша ставит на стол посуду».
Заметьте, не в телефон играет Надюша, не сопли жуёт, не конфеты ест, а маме помогает. В 4 года. А мне, учителю, приходилось видеть детей старше этой Надюши на 6-8 лет, которые не знали, как держать в руке веник и не могли подмести пол. И это не шутка.

«Упражнение 33. Прочитайте и спишите.
Утром.
«Мальчик сам просыпается.
Мальчик делает зарядку.
Мальчик умывается.
Мальчик прибирает кроватку».

Хорошо, не правда ли?
Я, вот, уже давно не мальчик, но тоже сам просыпаюсь, сам делаю зарядку, сам убираю кроватку и даже сам готовлю завтрак. Потом иду на работу в школу и вижу толком не проснувшихся детей с мятыми лицами и скукой во взоре. Учить таких детей тяжело и, честно говоря, неприятно.
Но ведь дети не виноваты. Может, они такие потому, что их больше не учат вставать вовремя, делать зарядку, помогать маме, помогать друг другу, помогать учителю?
А учебник Костина этому учит. И это очень своевременно! Более того, это ВСЕГДА своевременно!

Моему сыну очень полюбилась эта книга. В своём дневнике чтения он написал о ней несколько строк.
«Это мой первый учебник русского языка. Он мне понравился. Понравилось всё. Особенно вставлять пропущенные слова и буквы. Понравились картинки. Понравилось работать со словариком в конце учебника. Здесь хорошие стихи, особенно про тигрёнка».

Так как в этом учебнике нет ничего лишнего, он достаточно тонкий – в нём всего 80 страниц.
На этих 80 страницах размещено 200 упражнений для закрепления изучаемого материала. Мы с сыном занимались достаточно упорно, и на усвоение учебных материалов нам понадобилось чуть меньше двух месяцев.
Сын выполнил ВСЕ задания – сделал устно все 200 упражнений. 16 из них сделал письменно. Тут мы, конечно, дали маху – писать надо больше.
Но зато сейчас Стёпа уже выдержал экзамен, который я сформировал для него по материалам этого учебника.
Оказалось, что материал 1 класса вовсе не сложен. Нужно лишь выучить около 2-х десятков определений.
Усвоил их сын неплохо и работает в тетради почти без ошибок, но сказать определение точно и громко может не всегда. Именно над этим мы сейчас и работаем.
Русский язык Стёпе дался как-то очень легко. И я считаю, что главной причиной этого является талант Никифора Алексеевича Костина.
Конечно, нам придётся теперь ознакомиться и с современным учебником русского языка – куда ж без него? Он почти в 2 раза толще советского и в 100 раз цветистее его, что, впрочем, не делает его толковым.
И я рад, что первой любовью моего сына и ведущим его тренажёром будет эта великолепная книга, выпущенная в нашей стране 69 лет назад и не утратившая своей актуальности до сих пор.