Больше рецензий

20 августа 2022 г. 19:03

Лучшее на Лайвлибе

30

5

А. Дюма "Граф Монте-Кристо".
С первых страниц книга Дюма уже завораживает, тут имеет значение и перевод. "Граф Монте-Кристо" покоряет сюжетом, героями. Дюма-творец такой, который "играет" чувствами читателей, создавая ситуации, наполненные и приключениями, мелодрамой и детективом. Умело ваяет каждый образ. Для Дюма-старшего персонаж важен не только как действующее лицо интриги. Герой интересен во всех его проявлениях, тогда он воспринимается живым.
Эдмон Дантес с первой встречи обаятелен, ловок, предан своему делу. В 19 лет, пройдя нищету, он научился быть благодарным. Не прилипла к нему та грязь, которая так часто пристает к честолюбивым. Эдмон и во время работы думает об отце, невесте Мерседес, своём работодателе Морреле. Ни на йоту он не отступает от порученных дел, предан тем, кто доверяет ему. Оказавшись жертвой Данглара, Вильфора, Кадрусса не впадает в отчаяние, продолжая думать, как поступить.
Дюма превосходно нарисовал Вильфора, молодого человека 27 лет, чьи порывы к власти превосходят любые моральные принципы. Ему повезло иметь мантию от юстиции, чтобы упрятать Эдмона за решётку. С другой стороны, надо отметить, что у него есть сердце. Дюма не раз подчёркивает это. Вильфор сочувствовал во время допроса Эдмону, но честолюбивые замыслы и страх, что отец его будет "раздавлен", опозорен, а с ним и он сам, победили.
Эдмон благороден и честен настолько, что слёзы радости, восторга катятся при чтении сами собой. Сцены, когда он становится тайным устроителем дел Морреля, судьбы его семьи восхищает. Моррель честен каждой клеткой. Даже разорившись, он не может оставить команду "Фараона" без заработка, решив каждому выплатить всё. Но матросы, как и ее хозяин-, так же благородны, честны, соглашаются лишь на четверть жалованья. Моррель осознаёт, что для честного человека, более двадцати лет бывшего арматором, снискавшего славу труженика, он может лишь уйти из жизни сам в данном случае. Сын Максимилиан с болью, но пониманием военного это принимает. Конечно, Эдмон, видя, что за истекшие годы Моррель остался тем же добрейшим человеком, любимым всеми, не мог не вознаградить его. Поступок Морреля (единственный, кто добивался выхода Эдмона из тюрьмы, боролся, как мог, за жизнь его отца) оправдался с годами. Благородство Эдмона не оценимо.
Согласна, что люди верующие, просто те, кто не принимает в своих взглядах дел мести, скажут, как грязны дела Эдмона. Благодаря деньгам, а значит власти, он начинает мстить. По сути, Эдмон играет судьбами людей. Глядя со стороны, как ведут себя Данглар, его нечестивая супруга, Вильфор можно увидеть лишь слабую усмешку Эдмона. Он внешне остался холоден и беспристрастен. Читатель лишь благодаря Дюма узнаёт о внутреннем мире Графа Монте-Кристо при этом. А там бушуют порывы. Эдмон предстаёт кукловодом. Как марионетки, подчиняются и те, кто повинен в годах его заключения, и те, кто, не зная о его прошлом, помогают ему. Это и оба лживых Кавальканти, и Бертуччо, и мелкие служащие. Можно ли относиться с презрением к действиям Эдмона? Пыталась, но не могу. Оправдать его нельзя, но не проклинать. Его поступок для меня оправдан. При этом как поступила бы на месте Эдмона, не знаю. Если брать ту, какая я сейчас, то точно не стала бы: отошла бы в сторону от причинивших мне подобное. Сделала бы это из своих внутренних предпосылок. Но ведь надо смотреть по ситуации. Эдмон не потерял человеческого облика, мстя. Он отказывается от "убийства" Альбера на дуэли, понимая боль его матери Мерседес. В своём завещании он благородно передает состояние Максимилиану и его близким, Гайде. Эдмон искренно, как сестру, любит её. Поколебать веру в свою месть у Эдмона смогла лишь смерть сына Вильфора. Сам Эдмон на минуты погрузился в думы, пытался спасти ребёнка. Да, кара небесная такова, что уходят безвинные, повязанные с грешными. Кто виноват?.. Дальнейшие события, когда Эдмон "оживляет" Валентину и Максимиллиана, дарует влюблённым огромную сумму, не покидает Гайде, говорят, что он заслуживает счастье. Но в итоге он понимает для себя, что Бог принял его.
В первом томе Дюма рассказывает настолько потрясающую историю, в которую вплетает пастуха Вампа, разбойников Карлини, Кукуметто. Вней, похожей на легенду, появляется и Синдбад-Мореход, то есть сам Эдмон. События, в которые вплетены герои, завораживают. Дюма великолепно строит интригу, подчиняя разум и чувства читателя сюжету. Очень эта история напоминает стиль Проспера Мериме.
Умело вводит Дюма в книгу линии, которые пересекаются с судьбой Эдмона Дантеса. Рассказ Бертуччо потрясает тем, насколько передан ужас героя, попавшего в дом, где когда-то убил Вильфора, спас его новорождённого сына. Бертуччо искренен с Дантесом. Через его судьбу раскрывается Эдмон, его благородные поступки. Тут же узнаём, что Кадрусс, позарившись на деньги и алмаз, заслуженно наказан пожизненной катаргой.
Данглар-олицетворение полной низости, лицемерия. Трудно сравнить этого человека с кем бы то ни было. Человек ли это? Именно он и решил судьбу Эдмона. Превосходно разбираясь в психологии, Данглар написал клевету, которую подобрал брат Мерседес.
Насколько трогательно созданы все страницы о любви деда Нуартье к внучке Валентине. Его паралич не стал преградой в выражении его чувств к девушке. Лишь она одна на протяжении шести лет ухаживает за ним. В Валентине нет ни капли желания позариться на деньги дедушки, иметь иную выгоду. Она ухаживает за ним искренно. Господин Нуартье обожает Валентину, это человек, который даже обездвиженным несёт ей опеку, счастье.
Страницы в описании тайных свиданий честнейшего Максимилиана и Валентины так трогательно милыСуровый читатель обратит внимание на то, что они напоминают свидания в пьесах Жан-Батиста Мольера, Пьера Бомарше и иных, ранних авторов. Тут романтический флёр постоянен. В нём весь смак: Валентина и Максимилиан преданы друг другу, совсем бесхитростны и очень добры. Из их встреч мы понимаем очень многое о благородстве Эдмона. Валентина пока близко не знакома с ним, скорее, негативна, так как он избегает говорить с ней. Максимилиан же, напротив, рассказывает о чуткости графа. Делится, что с появлением в его жизни Эдмона, наступили светлые времена. В этом невеста убедится, находясь под опекой Эдмона после своего "воскрешения".
Даже не надо ставить вопроса: зачем читать? В романе Дюма создал галерею персонажей, мишуру событий, наполненных вечными вопросами человечества: долг, кара, честь, любовь, достоинство, жизнь как таковая, ценность всего и каждого отдельно ...
В каждой экранизации интересно видеть игру актёров, сопоставляя их со свои представлением о персонаже. Заставляет думать выбор режиссёром линий романа, их постановки.
Экранизация, где в главной роли Жерар Депардье, восхищала всегда. Он сам в роли Эдмона безупречен. Восторгаюсь от масштабности на экране: какое количество действующих лиц Дюма, какое множество мест заснято при съёмках, сколько второстепенных героев показано. Но в этой постановке Жозе Дайан не все детали подчёркнуты. Так, Вильфор показан однобоко, как боящийся за свою шкуру человек, потому и упрятавший Эдмона в замок Иф. Его хорошие качества не учтены в киноверсии. Не так много сцен с Гаяне, что жалко. Читателя Дюма удивит хеппи-энд в жизни главного героя и Мерседес, но разве не хочется счастливой концовки? Все многосерийные постановки Дайан по классике так масштабны, строго следуют произведению. Это и "Отверженные", и "Бальзак", и эта. А ведь во всех них главная роль у Жерара Депардье. Может, и комиссаром Наварро планировала его режиссёр, уж больно он похож сейчас на того, классического Наварро, что столько лет шёл на ТВ.
Любой, открыв роман, окунётся в мир и отдыха и ума, работы разума и Сердца. Романы Дюма, конечно, во многом искажают историю, но заставляют задуматься над событиями, действительными историческими персонажами. "Пусть я изнасиловал историю, зато оставил красивых детей",- говорит сам автор в документальном фильме "Неистовый Дюма".
Завершу словами литературоведа Константина Кедрина из лекции о романе: "Дюма очищает Душу". Как он прав ...
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово