Больше рецензий

17 августа 2022 г. 20:45

336

4

Первое, что бросается в глаза, это довольно вычурный, я бы даже сказал барочный стиль Сарамаго. Предложения на пару страниц? Да. Предложения, в ходе которых мысль автора выделывает коленца, перемещаясь с одного предмета на другой, а то и вовсе переключается на абстрактные рассуждения, но затем неизменно возвращается в колею? Есть.
Тут же обнаруживается и модерн (с его потоком сознания и непривычным синтаксисом), и постмодерн (автор довольно часто заигрывает с читателем, делая массу литературных и религиозных отсылок, ломая "четвертую стену" и т.п.).
Читается тяжеловато, но если привыкнуть, сосредоточиться и войти в ритм, то вполне. Местами от стилистических кульбитов едва не захватывало дух, как на американских горках.
Что касается идейной части, то с этим тоже всё в порядке. Параллельные сюжетные линии строительства дворца и строительства пассаролы показывают нам, что человеческая воля (если это правильные люди с правильными целями и средствами) способна на многое, если не на всё. Жесточайший антиклерикальный пафос (точнее, ирония, переходящая в сарказм). Совмещение эпичности и в то же время скрупулёзного описания быта тогдашних людей - от короля до черни.
Не могу сказать, что книга и автор сходу влюбили в себя, но определённо я хотел бы почитать у Сарамаго что-то ещё. А это уже немало.