Больше рецензий

14 августа 2022 г. 15:07

129

3.5 Q1, Q2, Q3 - избранный, приходи

Интересно, почему "ночь". Понятно, почему "квантовая", но почему - "ночь"? В романе действие вообще ни разу не происходит за одни сутки, и ночь не имеет какого-то особого значения или преимущества перед днём.

Ну да ладно, по сравнению со всеми остальными странностями название - это так, просто любопытно.

Сюжетно книга несложная: вся история крутится вокруг того, что главный действующий герой, психолог Джим Марчук (от чьего лица и ведётся повествование, что опять сильно раздражало - книга бы точно не была хуже, напиши её автор от третьего), внезапно понимает, что не помнит полгода своей жизни. При этом часть его воспоминаний замещена какими-то другими.
Забавно; я изначально предположила, что Марчук на самом деле и правда вот тогда умер, и его сознание перепрыгнуло на соседнюю брану, смешав ему две вселенных в одну. Но нет, автор решил проблему ложных воспоминаний другим образом.
И вот, значит, Марчук медленно постигает тайны секретных военных проектов, в которых участвовал в качестве подопытного кролика, и ищет, что же там было, двадцать лет назад, находит старых знакомых, которые не сильно рады его видеть, и даже успевает запатентовать свой метод стопроцентного установления психопатии.

Психопатия тут вообще какой-то Святой Грааль, ей объясняют все и всё подряд, причём где-то к середине романа складывается мнение, что любой, кто не страдает от несовершенства мира, а просто вынужденно строит свою жизнь с учётом этого скорбного факта, записывается в психопаты. Потому что нельзя не рефлексировать 24/7, если у тебя есть самосознание - по крайней мере, так преподносит это Марчук.

И всё же сначала всё было не только неплохо, но и даже хорошо. Несмотря на то, что квантовая теория сознания в последние лет десять пользуется у фантастов большой популярностью, а не писал про неё только ленивый, Сойер подал всё весьма интересно: и квантовые состояния человеческой личности, и "философские зомби" без внутреннего голоса, и квантовая запутанность всего человечества, и огромное количество описаний психологических экспериментов для изучения человеческого поведения, и вербальные / визуальные индексации воспоминаний в мозге, и много чего ещё. Автор явно отлично поработал с матчастью, у него и список литературы внушительный прикладывается, кое-что из публикаций я даже себе записала глянуть попозже.

В общем, та часть, которая жанрово, пожалуй, относится к производственному роману - отличная, без вопросов. Персонажи исследуют и обсуждают полученные результаты, подано это довольно живо.
И ещё тут много отсылок к современной культуре. Не все они понятны без культурного канадского бэкграунда, но переводчик постарался и вписал кучу сносок, за что ему отдельное спасибо.

Но потом что-то случилось, Сойера укусил Эммерих, и последняя треть книги - чистый Голливуд со спасением планеты и любовными драмами на фоне, а научная фантастика внезапно трансформируется в ядрёный (и ядерный) фэнтазийный боевик. Вместо того, чтобы продолжать копаться в научных экспериментах и уводить сюжетную линию куда-нибудь в сторону вопросов "зачем человечеству столько философских зомби", автор решил, что это всё скучно и надо ввести в сюжет войнушку. Полномасштабную такую, в которой США аннексируют Канаду, а Россия выступает недовольной стороной.

Не, ну допустим, оно могло бы иметь право на существование, в реальной человеческой истории немало и более странных сюжетных поворотов. Но оно происходит как-то очень неубедительно вдруг и ровно в тот момент, когда автору надо: беспорядки начались, потому что 42, то есть, потому что была игра, а затем фанаты подрались. И что? Ультрас существуют не один десяток лет, и я что-то не видела политических переворотов после каждой игры.
Если уж автору нужна была война в сюжете, мог бы напрячься и придумать более убедительные причины её начала. Но автору не нужна была убедительность, автору был нужен голливудский шарм боевиков категории B, когда один-единственный крепкий орешек и терминатор в одном лице может спасти человечество благодаря вундервафле, о которой только он (на самом деле, нет, но какая разница) и знает.

И спасает, конечно, потому что он же - избранный.
Что, к чему, зачем, куда, почему?
И, главное, почему политический кризис, к которому не было никаких предпосылок, кроме того, что США в принципе существуют на карте, начался строго в тот момент, когда Марчук узнал про эту самую вандервафлю и мог её использовать? У - убедительность десятого уровня, конечно.

Что меня ещё прямо сильно покоробило в повествовании, так это то, как автор решил, что отличной идеей будет ввести лично Путина как действующего персонажа и диагностировать его клиническим психопатом. Вопрос не в том, что лично автор или лично читатель думает про Путина как политическую фигуру или его человеческие качества, ИМХО, право каждого, может хоть Папу Римского считать Антихристом; неприятно другое - политиков США и Канады автор выдумал, а вот РФ - нет. И я сомневаюсь, что он просто не смог найти другую русскую фамилию для президента. Бо-ольшие подозрения, что Трамп или Трюдо подали бы в суд на Сойера за то, что их в книге назвали психопатами, и ещё и выиграли бы, так что Сойер остался бы должен N миллионов, а Путин - нет, потому что ехать в канадский суд ему как-то не с руки.
Осадочек, в общем, неприятный.

Вообще к концу романа я ловила ощутимый флёр "Мерцающих" : у Косматки тоже началось всё за здравие, закончилось за упокой при очень похожих сюжете и теме. При хорошем старте на стыке детективной и научной фантастики получить невразумительный набор политических лозунгов, приправленных псевдофилософией о долге перед человечеством - надо было постараться. Ну или наоборот, не надо было.
Как итог, если сделать из этого повесть, выкинув к чёрту всё, что про спасение мира силами одного непризнанного гения, было бы просто отлично. Но в таком виде романа третья его часть откидывает всё на уровень "ну такое".

PS Количество использования термина "психопат" на квадратный дециметр текста настолько огромен, что я попутно изобрела новые правила для алкогольного бинго - читать роман вслух с компанией и пить каждый раз, когда встречаешь "психопата". Кто выжил к третьей главе, тот молодец.