Больше рецензий

AndrejGorovenko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2022 г. 09:07

478

5 Бочка мёда с ложкой дёгтя

Елисеева О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 597 [11] с.: ил. — (Живая история. Повседневная жизнь человечества). — Тираж 5.000 экз.

Ольга Игоревна Елисеева (р. 1967), выпускница Московского историко-архивного института и кандидат исторических наук, успешно подвизается в литературе научно-популярной и развлекательной. Ей удалась издать уже четыре десятка книг всех жанров, и такая плодовитость, конечно, подозрительна: массовая продукция редко бывает надлежащего качества. Рецензируемую книгу я начинал читать с некоторым предубеждением. Но опасения мои быстро развеялись: книга оказалась хотя и не безупречной, но в целом довольно корректной с научной точки зрения. Пишет Елисеева легко, эпоху Екатерины Великой знает прекрасно.

Первые две главы посвящены самой императрице, показанной в чисто личностном аспекте, и её двору. Третья глава — праздникам и развлечениям дворянского общества. Четвёртая — дворянской семье. Пятая — повседневному быту и нравам дворянства, взаимоотношениям дворян с зависимыми людьми. Не оставлены без внимания и типичные пороки благородного сословия. В последней, шестой главе, анализируется отражение реалий русской жизни в записках иностранных гостей, путешественников и дипломатов. Характеризуется также отношение русских к иностранцам (которое, в зависимости от целого ряда факторов, существенно различалось).

Библиография этой книги скудновата: занимает менее двух страниц, до ещё и составлена небрежно (при сравнении со ссылками в примечаниях видно, что кое-что пропущено). Впрочем, растянуть библиографию до полных двух страниц всё равно не удалось бы. Но немногочисленные источники, преимущественно мемуарные, равно как и материал единичных научных монографий, использованы Елисеевой с незаурядным мастерством. Текст чрезвычайно насыщен цитатами, которые органично вписаны в ткань повествования. Привлечены и некоторые шедевры портретной живописи. Жаль только, что Елисеева перевирает даты (даже в простейших случаях, когда картины подписаны и датированы самим художником). И не надейтесь увидеть на вкладках с иллюстрациями репродукции всех картин, упомянутых в тексте. Подбор иллюстраций, в общем, неплохой, но совершенно произвольный.

По «закону подлости», именно самые интересные наблюдения Елисеевой, относящиеся к портретам, как раз и не иллюстрированы. Но я сейчас это исправлю, а заодно и продемонстрирую на конкретном примере стилистику книги.



Среди работ Д. Г. Левицкого есть два портрета одной и той же женщины. Они отстоят друг от друга на несколько лет, но какая перемена! На первом, датируемом 1776 годом, изображена весёлая девушка, полная и круглощёкая, с простодушным, милым лицом, тронутым нежной полуулыбкой. Модель как бы придвинута к зрителям, точно готова выглянуть из рамки. Белое девическое платье и светло-зелёная лента в волосах немного не гармонируют с пышными, явно женскими формами портретируемой. Кажется, что она старше наряда, который на ней надет. Это Мария Алексеевна Дьякова, её образ часто воспроизводится в художественных альбомах русской живописи XVIII века.

o-r.jpg

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822). Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. Государственная Третьяковская галерея.
Справа на фоне подпись: П.Левицкiй. 1778. Году.



На втором портрете, относящемся к 1786 году, нас приветствует светская дама, сдержанная, величавая, чуть отклонившаяся в глубину холста. У неё приятное, полное достоинства лицо с печатью усталости. На первом портрете глаза девушки опущены долу, тем не менее зритель находится в прямом контакте с изображённой, точно её близкий знакомый. Вторая дама смотрит прямо, её взгляд сосредоточен на наблюдателе, при этом ощущается дистанция.Пропали простота и свежесть. Явились опыт и спокойная оценка людей. Вместо сочных красок юности тона на втором холсте приглушенные и холодноватые. Перед нами супруга известного архитектора Николая Александровича Львова, хозяйка салона, где собирались поэты, музыканты, художники.

o-r.jpg

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822). Портрет Марии Алексеевны Львовой. Государственная Третьяковская галерея.
Справа внизу на фоне подпись: П.Левицкiй 1781.

Далее следует рассказ о том, как девица Дьякова стала госпожой Львовой. История её замужества «замечательна как ловким обманом родителей,так и счастливым для влюбленных героев концом» (с. 269). Как видим, Елисеева владеет литературной техникой комплексного использования разнородных источников, изобразительных и повествовательных.

В общем, читал я эту замечательную книгу в самом благостном расположении духа. И уже пошло дело на вторую половину... когда, совершенно неожиданно, саданула меня авторка одной из своих цитат как обухом по голове. Вздумалось ей процитировать высказывание, приписываемое Николаю I:



Император считал невозможным освобождение крестьян без земли, ибо это только порождало нищету. В разговорах он ссылался на опыт Екатерины II, действовавшей твёрдо и осторожно, не позволяя друзьям-просветителям подталкивать себя к необдуманным шагам: «Философы не научат царствовать. Моя бабка была умнее всех этих краснобаев в тех случаях, когда она слушалась своего сердца и здравого смысла. Они советовали освободить крестьян без наделов, это — безумие».
(с. 373, со ссылкой в примечаниях: Смирнова А.О. Записки. Ч. I. СПб, 1895. С. 72)

Здесь вся соль в ссылке на источник, и на этом придётся задержаться.

В серии «Литературные памятники» есть прекрасное научное издание записок и дневниковых записей Александры Осиповны Смирновой, в девичестве Россет: Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. — М.: Наука, 1989. Но наша авторка почему-то цитирует не научную публикацию, а другую, самую первую — 1895 года. Историкам и литературоведам хорошо известна эта старая публикация, причём известность её в высшей степени скандальная. Текст, подготовленный к печати дочерью мемуаристки, Ольгой Николаевной Смирновой, грубо сфальсифицирован: добавлены крупные фрагменты, которых в оригинальном рукописном тексте нет. Кое-где факт мистификации более чем очевиден: так, например, А.С. Пушкин (ум. 1837) под бойким пером Ольги Николаевны рассуждает о романе Дюма «Три мушкетёра» (1844). Фрагмент с высказыванием Николая I, использованный Елисеевой, выгодно отличается внешним правдоподобием, но, увы, тоже принадлежит не к подлинному тексту мемуаристки, а к творчеству её дочери. Ныне, в век электронных текстов с возможностью поиска, установить этот факт не составляет ни малейшего труда.

Елисеева, будучи профессиональным историком, не может добросовестно заблуждаться в отношении издание 1895 г. Цитируя апокрифический фрагмент, она сознательно вводит читателей в заблуждение. Вообще у неё отчётливо видна тенденция к реабилитации чрезмерно осторожной и половинчатой политики Николая I в крестьянском вопросе (с. 372—375). Мнимая отсылка императора к опыту Екатерины II призвана оказать психологическое воздействие на читателя и улучшить имидж абсолютного монарха, который за 30 лет правления таки не справился с самой насущной внутриполитической проблемой своей страны. Его преемнику хватило шести лет (даже пяти, если считать от даты окончания Крымской войны). Надо было просто перейти от политики удушения в стране любой умственной деятельности к политике гласности, на что Николай I, конечно, никогда бы не решился.

Впрочем, у этого негодного правителя было-таки одно большое достоинство, которое в глазах женщин обычно перевешивает все недостатки. Он был красивым мужчиной! Правда, рано начал лысеть, но если сей пустяковый дефект внешности прикрыть фуражкой — так будет писаный красавец.

o-r.jpg

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1836.

Таким стал император к сорока годам. Неплохо сохранился, правда? А в юности вообще был сущий херувимчик!

o-r.jpg

Орест Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814. Павловский дворец-музей.

Как женщину, понять Елисееву легко, а вот как историка — очень трудно. Тираж её книги — 5.000 экземпляров. Неужели она думала, что из 5.000 читателей не найдётся никого, способного заметить простенький мухлёж с мемуарным источником? Это крайне наивно. Вот так и гибнут научные репутации... Впрочем, Елисеева вполне комфортно чувствует себя в роли писательницы, и возвращаться в науку явно не собирается.

Мелкие дефекты и ляпсусы этой книги я разбирать не буду, теперь это уже не имеет смысла. Но, хотя Елисеева и потеряла право на моё доверие, книгу я дочитал всё-таки не без удовольствия. В последней главе авторка даже частично реабилитировала себя, проявив остро критичный взгляд на записки иностранцев. Как выяснилось, она прекрасно понимает особенности этих текстов, их своеобразие как исторических источников, и щедро делится с читателями своими размышлениями (без которых многое в приводимых цитатах было бы понято превратно).

Книга полна редких достоинств, а серьёзный, принципиально значимый дефект у неё только один. Поэтому общую оценку я снижать не стал.