Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2022 г. 20:31

293

4.5 Дело воспитания - главное дело.

Сергей Владимирович МИХАЛКОВ – «Всё начинается с детства» (трактат, 1968 г.)
(Москва 1968 г. «Детская литература», 160 стр., Тираж 75 000 экз., Формат 70х108).

Мы живём в такое время, когда этические проблемы очень ярко выражены, но перед читателями, перед учащимися школ, перед студентами и даже перед взрослыми они ставятся нечасто.
Отсутствие умения вести себя среди людей воспитанно, некоммуникабельность, неспособность отличить уродство от красоты делают человека несчастным. И мы видим вокруг себя много озлобленных, грубых, не умеющих любить, разочарованных жизнью, несчастных людей.
Почему так выходит?
Потому что всю жизнь такой человек ставил себя выше другого, ни с кем не считался, не привык сдерживать свои эмоции, распущенность называл свободой, «боролся с системой», не понимая, что жизнь устроена вовсе не по прихоти того или иного индивида, что она прекрасна и справедлива, что для того, чтобы обрести радость, надо познать и выполнять её законы.
Но откуда же берутся незнающие и не умеющие таких элементарных вещей люди?
Откуда и всё – из детства.
Помните крылатую фразу «Все мы родом из детства»? Так оно и есть.
Ребёнок растёт в определённой среде, где он впервые познаёт мир. Он пока ещё не знает, что хорошо, а что плохо. Хорошим, то есть, нормальным, нормой понимания и поведения станет для него то, что он видит во взаимотношениях окружающих его людей.
Помните старый анекдот про Вовочку, опоздавшего на урок и вошедшего в класс без стука и без приветствия учителю? Педагог попросил его выйти и войти, как входит в помещение его отец. Вовочка вышел, а входя снова, распахнул дверь ударом ноги и огласил аудиторию криком: «Ну что, с…, не ждали?!»
Раньше это было смешно, а теперь не очень, потому что таких детей видим мы сплошь да рядом. И они не шутят так, не поступают так в знак протеста – они искренне думают, что так и надо себя вести. А почему они должны быть другими, если так ведут себя их родители?
Если мама «забыла», что женщина должна носить юбку, а не брюки, что татуировки и сбритые брови человека не украшают, что курение провоцирует рождение неполноценных детей, что употребление алкоголя для женщины неприемлемо, что волосы должны быть не окрашены в зелёный цвет, подбриты и растрёпаны, а чисто вымыты и аккуратно убраны в косы?
Что делать, если папа позволяет себе употреблять алкоголь не только на новый год и в день рождения, но каждый выходной, а то и каждый день? Если папа не усвоил, что нельзя использовать ненормативную лексику при женщинах и детях? А лучше не пользоваться ей вообще. Если папа, ругая сына за плохие отметки, сам не может извлечь корень и не знаком с таблицей Брадиса?
Ежедневно мы видим немало уродливых взрослых, которые превращают в несчастных людей своих собственных детей.
Что тут делать?
Вопрос требует серьёзного и развёрнутого ответа, которому здесь не место.
Но эта книга всем известного Сергея Владимировича Михалкова поможет ребятам (для них она и написана) и взрослым (для которых она тоже будет полезна) понять, как надо воспитать себя или воспитать своего ребёнка, чтобы он был (по выражению Булгакова) «хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества», чтобы он стал человеком культурным, воспитанным, человеком, способным видеть и ценить красоту, человеком начитанным, всесторонне развитым, а значит и … счастливым.
Трактат этот был написан великим детским поэтом в 1960-х годах, выдержал ряд переизданий и в наши дни стал ещё более актуальным.
Я, признаться, не соответствую многим требованиям этики, о которых пишет автор. И хочу в своём почтенном возрасте ещё успеть исправиться, чтобы мои дети могли научиться от меня красивому и верному поведению, а не перенять мои дурные манеры. Признаюсь честно – самоперевоспитание дело очень непростое.
Михалков говорит о воспитании и перевоспитании, об этике и философии, об искусстве и культуре, о литературе и живописи, о том, как создаются воспитанные и невоспитанные люди, приводит много примеров из жизни.
Я бы посоветовал любому сделать этот трактат С.В. своей настольной книгой, регулярно перечитывать его, спрашивая себя, всё ли я делаю для того, чтобы быть человеком?
И пока мы видим вокруг себя одетых в штаны женщин с сигаретой в зубах, с матюгом на языке, с пирсингом в носу, с татуировкой на теле и при этом с ребёнком в коляске, эта книга будет, увы, весьма актуальна.

НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ:
№1 «Люди часто не задумываются над тем, какие впечатления выносят дети из ранних лет своей жизни. Маленькие, мол, ещё, что они понимают… На самом деле это не так. Человек и сказать-то ещё не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер».

№2 «Спору нет, характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека».

№3 «Книги ведь не только сообщают какие-то сведения, но и учат думать, чувствовать.
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

№4 «Задача настоящего театрального действия – заставить человека увидеть себя со стороны, лучше себя узнать и понять».

№5 «Человек – это ряд его поступков», - писал Гегель. И в этом ряду нет случайных и незначащих. Один спешит на работу – всех расталкивает, бросается первым к двери автобуса. Другой и в этот короткий отрезок пути остаётся деликатным. Путь-то этот не только на работу. Это 15 минут из жизни, из жизненного пути».

№6 «Ребёнок слышит, как говорят при нём раздражённым тоном друг с другом родители, как закричала на своего маленького сына соседка, видит, как пнул сапогом подвернувшегося под ноги щенка обозлённый чем-то отец…
Значит, так надо поступать, если ты чем-то недоволен, раздражён, устал, - такой вывод делает ребёнок».

№7 «У взрослых множество приёмов воздействия на душу ребёнка. Но когда речь идёт о воспитании вкуса у детей, то дело не столько в приёмах, сколько в собственном вкусе воспитателя».

№8 «Человек сильный, мужественный всегда добр и гуманен. У него не дрогнет рука застрелить волка, повадившегося в овчарню, но он не разрушит муравейника, потому что жаль уничтожать чужой труд».

№9 «Человек без Родины жалок. Он никто. И наоборот, даже в самые трудные минуты человеку придаёт силы мысль, что он сын великой страны».