Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 августа 2022 г. 14:43

195

3

Тоска зелёная. При всём моём умении читать литературу с позиции того времени, когда она была написана, иногда случаются провалы и никакие самоуговоры не помогают. Головой всё понимаешь, но неинтересно, как ни крути.

Томас Харди в добродушно-ироничной форме поднимает непростой вопрос - столкновение старого и нового, где старину воплощает меллстокский хор, группа людей, на добровольных началах поющая и играющая по воскресным дням и праздникам, а новые тенденции - молодой священник и бездушный орган. Конфликт мог бы получиться знатный, но, как по мне, Харди взял неверный тон. Добродушность и пасторальность на корню убивают затею, ни возмущение музыкантов, ни сцена их объяснения со священником не берут за душу. А ведь речь идёт об отказе от занятия, которому люди посвятили всю жизнь. Не вполне понимаю, почему Харди не мог написать иначе, как он объясняет в предисловии, но да ладно. Инновации тоже толком никак не обосновываются - мол, у всех уже органы, надо и нам завести, тем более что мисс Фэнси Дэй, школьная учительница, умеет на нём играть. В общем, конфликт старого и нового получается условный и абсолютно не трогающий. В остальном роман может быть интересен бытовыми зарисовками, но и они слишком уж незначительные, мелкие. Такова и вторая сюжетная линия - любовь Дика и Фэнси. С Дика взятки гладки - 20-летний извозчик наукам не обучен, говорит и действует просто, по разумению сельского парня конца XIX века. А Фэнси, откровенно говоря, всего-навсего пустоголовая вертихвостка, у которой на уме только платья, шляпки и мужчины (ничего непристойного, просто покрасоваться). Харди бы хоть раз ей в руку вложил книгу или кисть для разнообразия, она же была лучшей выпускницей в школе, но нет. Любовная история получается ну такая, от пустопорожности диалогов сводит скулы и даже два конкурента Дика не спасают ситуацию. В общем и эмоционально не трогает, и мозгу не за что зацепиться. Посмеялась только, когда жених чуть не опоздал на свадьбу, потому что пчёлы начали роиться.

Комментарии


Первое, что приходит в голову: чтобы орган перестал быть бездушным, проще всего заменить органиста. С другой стороны, стрелять в органиста тоже нехорошо. Он (она) играет как может.
Впору воспользоваться советом Жванецкого: в консерватории что-то изменить :)


Орган у сельских музыкантов по определению бездушный, увы. Они ещё даже органиста не слышали, когда так решили. Сейчас подумалось, что эта неприязнь напоминает чем-то движение луддитов, но в бледном подобии (на инструмент никто не покусился). :)