Больше рецензий

9 августа 2022 г. 14:42

2K

5 Зачем же вы так, Федор Михайлович?

...рай на земле нелегко достается; а вы все-таки несколько на рай рассчитываете; рай - вещь трудная, князь, гораздо труднее, чем кажется вашему прекрасному сердцу.

Упование собственным страданьем. Упование собственной ничтожностью. Упование собственной гордыней. Упование как цель существования.

Наверное, только с этим романом Достоевского, я понимаю, почему гордыня является грехом. Когда в своем непонимании религии, я думала, что гордыня наказывается лишь за то, что человек не хочет склонять голову перед Богом, то не понимала, что гордость - это не только стремление не склонить головы перед кем-то, но и причина многих человеческих поступков. Иногда безрассудных, а иногда просто ужасных.

картинка Sunbeam
Л. Фейнберг. Иллюстрация к роману.

И в «Идиоте» именно гордыня за себя заставляет героев вести себя максимально нерационально, чуть ли не самоубийственно, а самым ужасным будет то, что в свое безумное путешествие они захотят взять путников.

Для меня князь Мышкин не святой, а грешник, так как из-за его гордыни в итоге получается огромная трагедия. Почему гордыня? Потому что не захотел князь отступится от своей стези «правильности и долга перед обобщенным человечеством» и сделать выбор за свое личное счастье. Любить человечество легко, а вот любить ближнего своего рядом – вещь трудная.

Читается роман трудно, особенно в начале. Писатель рисует перед нами героя странного, даже потешного, за него и стыдно иногда бывает. Однако потом, когда все роли становятся ясны, интригующее ожидание развязки подстегивает к дальнейшему чтению. И, уверяю, Федор Михайлович вас не разочарует в ней (все же помнят, кого мы читаем).

С моим небольшим опытом, могу сказать, что этот роман – та самая «достоевщина», о которой все говорят, когда нелестно отзываются о стиле автора. Для меня романы русского классика были всегда о сложности морального выбора, человеческой жизни, да даже пути русского человека, но не только «история о страданиях». «Идиот» - квинтэссенция романа о человеческих страданиях, потому что тут страдают все. И что самое печальное, кто-то получает от этого удовольствие. Но только не для этого дана нам жизнь, не для этого.

Ветка комментариев


Раз Аглая ждала реакции от князя в свою пользу, значит ждала ее от того человека, которого любила. Если бы она любила его в каком-то другом образе, спокойно бы вынесла все происходящее. Да и опять, это все допущения.

Не предал Н.Ф., предал Аглаю. Кого-то он все-таки предал. А между князем и Н.Ф. не было того, что было между князем и Аглаей. Чувство правильного и чувство любви или симпатий - это разные категории и князь выбрал не счастье для себя, а сделать "правильный" поступок, как ему его принципы велят. И я считаю, что он сделал это из гордыни перед самим собой, чтобы не отступиться от своих праведных речей.

Про Н.Ф.. Бедная, заблудшая душа, которая никого не может любить, даже себя саму, вот и всех кругом мучила, радуясь всеобщему негодованию вокруг себя. Где она поступилась? Когда с князем была и бросила его? Когда Рогожина, попросту говоря, мучила? Когда свои "представления" перед Епанчиными устраивала? Ни разу она не отступилась от желания быть для всех "злодейкой".

Про самооценку и гордость, я имею в виду, что чем больше этой самой гордости у человека и чем сильнее противодействующие обстоятельства, тем ниже у человека самооценка и тогда он будет уже считать, что он хуже других.