Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

8 августа 2022 г. 20:01

690

5 Когда вокруг одни звери.

«О, эта ночь, какой вихрь мучительных мыслей среди сигнальных свистков, громыхания колёс и качки вагона...».

____Довольно сложно объяснить мою страсть к поездам, она просто есть – и всё. Сидеть с кружкой чая и интересной книгой, в то время как за окном проносятся живописные просторы, а размеренный стук колёс убаюкивает, – о, как же это прекрасно! Потому меня эта история и захватила буквально с первой же страницы, ибо она посвящена ей – волнующей и стремительной железной дороге. Впрочем, как это обычно и бывает у Золя, романтизм в его творении отыскать довольно сложно (хотя можно, если сильно постараться), зато нуарности хоть отбавляй. На его железной дороге нет ни красоты, ни уюта, ни спокойствия, здесь обитают мрак, страх и пороки, и там рыщут они – звери, мечтающие утолить свой ненасытный голод.

____И у каждого он свой: у одного это ревность, у другой алчность, третий желал пролить кровь. На этот раз особое внимание было уделено не столько характерам героев, сколько их внешности: на первый взгляд приличные и приятные, они то и дело выказывали терзающий их голод то затуманивающимся взглядом, то невольной гримасой, а уж что происходило у них тем временем внутри... Окружающие их люди были ничуть не лучше: одни чуть ли не до смерти избивали женщин (и никто ничего с этим не делал, а зачем; тоже своего рода звери), другие травили жён ради наживы (ох уж эта тысяча франков), кто-то и вовсе был готов уничтожить целую толпу, лишь бы отомстить за отвергнутую любовь (описание крушения – моё почтение, читать было страшно). Похоть, тщеславие и злость разрывали этих с виду порядочных людей, и пусть правосудие в угоду власти и не наказало виновных, они всё равно ответили за содеянное, ведь от внутреннего разрушения никуда не деться, как ни успокаивай себя, что всё осталось в прошлом.

____Но почему люди вообще идут на столь страшные преступления? Мне понравилось раскрытие мотивов персонажей, но зацикленность на инстинкте не могла не выводить из себя, и раздражал меня не автор (стоит принимать в расчёт теории того времени), злило меня то, что и по сей день любое насилие оправдывают инстинктом, не понимая, что вообще стоит за этим словом. Психологические проблемы и усугубляющие их пагубные привычки, чувства и эмоции, воспитание и среда – что только не способно повлиять на человека, но никак не первородный – серьёзно? – грех; это понимание настолько пугающе, что люди предпочитают верить в силу каких-то там инстинктов, ведь это куда проще, нежели рассматривать множественные факторы. Разворачивающийся на этом зверино-безумном фоне цирк со следствием, защитой режима и вниманием общественности лишь подчеркнул отчаянность всего происходящего, ибо прошло полтора века, но ничего, ничего не изменилось. Видимо, и не изменится.

____А поезд всё продолжает свой яростный бег... Было что-то невыносимо печальное в том, что, показывая звериную сущность людей, Эмиль Золя очеловечил паровоз; «Ей казалось, что все колёса поезда врезались ей в сердце», – именно это чувствуешь после гибели этого прекрасного мощного создания. Вот он, прогресс: то, что должно приносить благо, вполне может и уничтожить, ибо таких зверей невозможно полностью подчинить, как и людей. В финальных кадрах, в этом несущемся на погибель паровозе, забитом отправленными на убой солдатами, показано просто всё. Звери, вокруг одни звери.

«Нечего и говорить, железные дороги – чудесная штука, ездить можно быстро, да и народ становится от них как будто умнее... Звери, однако, остаются зверьми, и какую бы хитрую механику ни выдумали люди, всё-таки звери от неё не выведутся».