Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 августа 2022 г. 07:33

218

5 Чему можно научиться у дедушки-артиллериста.

Ю.В. Сотник – «Внучка артиллериста». (рассказ, 1970 г.)

Этот рассказ Сотника не только замечательный, но очень актуальный. Будь я президентом и по совместительству главнокомандующим, я заставил бы всех граждан страны не только прочесть этот рассказ внимательно, но и руководствоваться им в повседневной жизни.
Я не буду пересказывать сюжет (всё же интереснее будет прочесть рассказ самому), а суть раскрою, ибо она важна и проста одновременно.
И скажу не о том 1970-м годе, когда было написано это произведение, а о дне НЫНЕШНЕМ.
Так как я работаю в школе, то мне неоднократно приходилось наблюдать следующую картину. Во время сдачи школьниками экзамена (замечу, НЕ устного, действительно требующего тишины, а письменного), не только в аудитории или в рекреации, но и на всём этаже запрещено шуметь, «чтобы не мешать детям сосредоточиться и хорошо написать экзамен».
Для этой цели бедных учителей заставляют ходить часовыми по коридорам и утихомиривать каждого, кто проходил мимо и громко чихнул или сделал ещё что-то в этом роде.
Когда я столкнулся с этой практикой впервые, я подумал, что это шутка такая.
Когда я понял, что это не шутка, то решил, что люди, осуществляющие это распоряжение, просто дурачки.
Когда я разглядел, что они не дурачки, меня осенило: «Они наркоманы!» Ведь в трезвом-то виде такого делать не будешь.
Но когда оказалось, что они и не наркоманы тоже, я понял, что они просто не читали рассказ «Внучка артиллериста».
А в рассказе этом мысль о том, почему НАДО уметь заниматься В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ, просто РАЗЖЁВАНА – только глотай.
Ну, правда, кого мы вырастим, если будем «создавать условия»?
Допустим, ты на войне. Артиллерист. Вокруг не просто шум, а шум кошмарный. И шумят вокруг тебя не для развлечения, а потому что ХОТЯТ ТЕБЯ УБИТЬ. И в такой-то обстановке тебе надо решать ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ задачи, чтобы твоё орудие выстрелило куда нужно и поразило врага. А вдруг тебе придётся делать это уже раненым? Например, с оторванной и наспех перебинтованной ногой? Причём, делать это надо БЫСТРО и ПРАВИЛЬНО. А если эти задачки БЫСТРЕЕ и ПРАВИЛЬНЕЕ решит ВРАГ, то тебя через минуту может уже не оказаться в живых. И всех бойцов твоей батареи тоже.
И если в школе учителя по глупости, недомыслию или по какой-то иной причине приучили тебя работать в ТИШИНЕ, то СПРАВИШЬСЯ ли ты на Украине, в Сирии или где-то ещё со своей задачей?
НЕТ!
И надо сказать открыто и честно – учителя, которые приучили тебя работать в тишине, это ТВОИ УБИЙЦЫ. Не украинский или американский фашист тебя убьёт, а вот эти вот добрые и неплохие, в сущности, люди. Своей заботой о том, чтобы шум не помешал тебе работать.
А лётчику разве легче на войне? А пехотинцу? А студенту писать рефераты в «общаге» легко? А в коммуналке, когда пьяные соседи друг за другом с ножом бегают, легко институтские лекции учить? А на заводе среди шума вытачивать детали с точностью до 0,03 миллиметра? Когда я работал токарем на ЛМЗ, то мы делали там турбины на экспорт, и точность от нас требовали именно такую – три сотых миллиметра. Хотя бы на ОДНУ сотую промахнулся – и уже брак. Представляете, «загрохать» какую-нибудь огромную лопасть гидротурбины или деталь весом в сотню тонн? И ВСЯ работа (в том числе и работа вашего мозга) проходит там среди ШУМА.
Так если мы будем школьников приучать работать в абсолютной тишине, то НА ЧТО они потом будут годны? На войну не годны, на завод не годны, жить в коммуналке или общаге не годны. А КУДА годны? И НА ЧТО? Сопли жевать и, прошу прощения, девок портить?
Умение работать закладывается в ребёнке с детства.
Не научил семилетнего – считай, ты его загубил. Вырастил лодыря, тупицу, лентяя, попросту, не пригодного ни к чему человека.
Спрашивается, зачем ты его растил вообще? Какая от него ПОЛЬЗА людям, семье, стране, государству?
По-моему, рассказ именно об этом.
Хотя Сотник сказал всё то же самое гораздо талантливее, обаятельнее и мягче:)