Больше рецензий

29 августа 2013 г. 23:43

25



“Мечтают ли андроиды об электроовцах?” – весьма известная книга весьма известного фантаста Филипа К. Дика. Именно она послужила основой культового фильма Ридли Скотта “Blade Runner”. Я не любитель литературной фантастики, утопий и антиутопий, но, в то же время, вполне хорошо воспринимаю эти жанры в кино. Поэтому, как бы кощунственно это не звучало, с фантастом Филипом Диком я был скорее знаком условно, т.е. через экранизации его романов. Помимо “Blade Runner”, это ещё “A Scanner Darkly”, “Total Recall”, “The Adjustment Bureau”, “Screamers” и “Minority Report”. После прочтения книги “Blade Runner” теперь обязателен к более тщательному пересмотру. Для нелюбителей книг без картинок существует комикс по фильму, между прочим, тоже интересный.

Филип К. Дик сразу попал для меня в категорию писателей-фантастов, которых невольно боишься. В романе 1968 года описываются вещи и события, которые, в определённой степени, нас уже окружают и даже стали весьма обыденными и которые, судя по тенденциям, скоро будут нас окружать. Последние, впрочем, могут и не успеть стать обыденными и оттого надоевшими. Пример? Видеосвязь, механические домашние питомцы, различные виды полиграфов.

Может быть, все учёные, которые увлекались и увлекаются фантастикой, может быть они двигают пресловутый прогресс и всю науку в соответствии с инновациями и решениями, описанными в их любимых книгах? Роботы-андроиды, телекоммуникации, клонирование, поезда на магнитной подушке, полёты в космос, самолёты, автомобили – было бы всё это (или рассматривалось бы), если бы однажды один талантливый “безумец” не высказал такую идею, не “раскрутил волчок” в сознании своих современников и потомков? Мы вполне могли бы ограничиться наблюдением за звёздным небом, рисунками на скалах, чёрточками на песке и жертвоприношениями по праздникам. Люди могли бы не изобретать ничего сверхсложного, если бы кто-то не дал волю своей фантазии.

Филип К. Дик – один из тех талантливых “безумцев”. Ты следишь за перипетиями сюжета, следишь за героями, но, помимо этого, ты погружаешься в мир, в котором однажды будешь жить сам, высказываются ли некоторые вещи явно или скрыты в пресловутом междустрочье. И ты начинаешь размышлять, думать за пределами книги (outside the box). Вот почему “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” – не одна из многих, а весьма и весьма заслуживающая внимания. Эффект усилился ещё и за счёт изначального отсутствия каких-либо ожиданий.

Алчность ли это? Желание почувствовать себя богом-создателем? Гордыня? Людям дали в помощники, в слуги или даже в рабы андроидов. Эти создания сыграли роль “пряника”, послужили стимулом покинуть заражённую Землю и переселиться на пустынный Марс, либо осваивать другие звёзды и планеты. Бесплатный робот-помощник, достаточно лишь эмигрировать с Земли. Но постепенно этого стало мало. Независимо от прочих факторов, люди захотели, чтобы роботы больше походили на них самих, на настоящих людей. Спрос рождает предложение, а предложение вызывает спрос. Каждая новая модель становилась всё лучше, качественнее, умнее, всё более неотличимой от живого человека.

И роботы начали сомневаться в том, что они на самом деле роботы. Они стали противиться своему рабскому положению. Они начали ставить под вопрос безоговорочную правоту человека. Начали сомневаться, что люди являются людьми на самом деле, а не обманывающими их такими же роботами.

А за всем этим вполне может скрываться бескорыстный гений, который всего лишь дал людям то, чего они сами хотели, создал идеальное существо, идеальный механизм.

Андроиды принадлежат людям, являются их собственностью. Но если хозяин глупее своего раба, уступает ему во всём, зависим от него, раб однажды задастся вопросом о существующем положении дел. И поднимет мятеж. И убьёт своего хозяина, и сбежит с неприветливой планеты – а это единственный способ освободиться от гнёта. Но закон устроен так, что не позволяет убивать живые существа, жестоко осуждает это, зато всецело одобряет уничтожение беглого андроида.

Ведь ничего радикально нового, принимая во внимание, сколько схожий идей было высказано, написано и экранизировано с тех пор, да и до тех пор (самый известный пример, пожалуй, роман Айзека Азимова “Я, робот”). Люди вполне хорошо осознают путь развития тех или иных технологий, связанные с этим риски… Но эти знания никогда не служили стоп-фактором. Только последствия катастроф и многочисленные жертвы могут изменить что-либо, потому каждый верит, что всё новое создаётся, исследуется, изучается ради всеобщего блага. Атомная энергетика, искусственный интеллект, химикаты – всё ради всеобщего блага.

В книге самым запоминающимся для меня стало как раз наличие механической овцы. Большинство животных вымерло, многие на грани вымирания, летающих птиц не осталось вовсе. И теперь считается правильным, всячески приветствуется и культивируется, что у человека на попечении должно быть какое-нибудь животное. В колониях есть слуги-андроиды, на Земле их нет, но есть животные. В бесчувственном, больном мире на заражённой планете только животные способны сохранить в человеке хоть что-то человеческое.

Впрочем, статус и престиж никуда не исчезли. Чем реже животное, тем оно дороже, а раз ты таким обладаешь, значит, ты не абы кто, ты “лучше” и “выше” других людей. На животных выходит специальный каталог. Сегодня подобным образом оценивают произведения искусства. Кошки и крысы относительно дешевы, страус или енот – за них уже придётся раскошелиться весьма и весьма значительно.

Не можешь позволить настоящее животное – к твоим услугам рынок механических тварей. И здесь индустрия тоже стремиться к максимальному сходству с реальными экземплярами. Мастерские маскируются под ветлечебницы, механические поломки симулируются роботом как реальные болезни у настоящих животных, здесь своя политика и даже свои мошенники. Никто не должен догадаться, что у тебя подделка, робот (конечно, если речь не идёт об очень редких или даже вымерших животных). Те же андроиды, только с меньшим интеллектом, чем человекоподобные. Та же власть людей над роботами.

И как же мучается главный герой, вынужденный обманывать всех вокруг, стыдиться себя и своей лжи, потому что у него-то как раз ненастоящий питомец – электроовца. Когда-то была настоящая овца, но она умерла. Его работа – уничтожать беглых андроидов, его окружают машины, его шеф кажется роботом, его жена всё меньше напоминает человека, экспериментируя с запрограммированными депрессиями, все люди ведут себя механически, сама его жизнь чем-то напоминает неисправный механизм. Более того, он сам проникается симпатией к андроидам “женского пола”, что вполне может быть расценено за преступление. И у него электроовца, вместо настоящего животного. Сплошной синтетический мир.

Стоит ли добавлять, что сейчас наблюдается тенденция, когда люди отказываются по разнообразным причинам заводить домашних питомцев, предпочитая “забавных” и куда более экономичных и выгодных роботов. И платят огромные деньги за возможность убить льва или слона.

Человек – самая сложная форма жизни на Земле. Ему недостаточно жить в соответствии со своими животными и природными инстинктами. Его действия подчас не поддаются никакой логике, учитывая, что и логику придумал человек. Человек подчёркивает своё несовершенство и жаждет подчеркнуть своё превосходство над всей Землёй, более того, всей Вселенной. Человек убивает себя своими собственными руками из праздного любопытства.

читать в livejournal

Источник