Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

3 августа 2022 г. 22:18

1K

5 Отряхем этот прах с наших ног

Тем, кто до этой книги читал Жана-Кристофа Гранже, сразу почувствует некоторое ослабление, или, если хотите, смягчение, его стиля. Здесь нет столь характерного для Гранже нагромождения "мяса", во всяком случае гораздо меньше, нет и непредсказуемых поворотов стремительно развивающегося сюжета. Т.е. всего того, что лично я и люблю в Гранже, ибо у него это все получается виртуозно.
Не думаю, что знаменитый француз устал или ли не вязнут в зубах. А быть оригинальным и ни на кого непохожим, видимо, для Гранже не последнее дело. Скорее всего он решил отойти немного в сторону и шагать по своей собственной тропе. Но это, конечно, только предположение. Зато в остальном писатель верен себе: не просто триллер или детектив, но настоящая энциклопедия интересного и полезного, плюс обязательный настрой на очень важную и актуальную тему.
Итак, на этот раз роман посвящен весьма своеобразному французскому региону Эльзас. ( Отмечу, что "День праха" в этом плане тесно связан с предыдущей книгой "Последняя охота", где события происходят В Шварцвальде, что на юго-западе Германии и как раз на границе Эльзаса). Так чем же так интересен угольный регион Франции? Тем, что здесь давно и прочно этнокультурно смешались Германия, Франция и Швейцария.
Причем,Франция и Германия на протяжении столетий вели за этот регион кровопролитные войны. Но книга не о них, конечно. И не о знаменитом эльзасском вине, играющем при этом в романе весомую роль.
С этим растреклятым, но по слухам прекрасным, вином связано религиозное движение, оказавшееся в центре повествования. И оно плоть от плоти немецкой Реформации.
Ох, как же не люблю я фанатизма! В какие одежды его не наряжай, но когда разум затуманивается, а глаза выскакивают из орбит от страшного нечеловеческого рвения, это приводит к печальным последствиями. В нашем случае случились аж четыре трупа. Случились и упали на голову нашего старого доброго знакомого Пьера Ньемана и его хорватской помощницы. В прямом и переносном смысле.
Служа верой и правдой жанру триллера, Гранже никогда и нигде не перестает быть журналистом. Он поднимает проблему , разбирает ее и пытается не просто принести на блюде результат расследования, но ответить на вопрос почему случилось так , а не иначе? Что привело к подобному результату и кто, в конечном итоге виноват: человек, сотворивший зло, или общество, толкнувшее его на подобное деяние.

Есть, конечно же, в романе и то, что заставило немного поморщиться. например, плавание в винном сусле и совершенно фантастическое освобождение из винной цистерны. некоторые моменты в романе откровенно отдают штампованной голливудской продукцией. кое-где отсвечивает конъюнктура и дань моде.
Но покоряет удивительный французский юмор. Ньеман бесподобен и неповторим в каждом своем поступке и слове. Яркие образы вообще очень сильная сторона у Гранже. Так что я от него не отрекаюсь и по прежнему люблю.
Книгу рекомендую к прочтению всем любителям детективного жанра.

Прочитано в игре Литературный ринг" ( группа «Книжные путешественники») и «Строительство Книжной страны!» (группа "Книжная страна")