Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2013 г. 19:24

181

5

Обращаю внимание, что рецензия только на роман "Темп"

«Человек ниоткуда, потому что везде у себя дома. Подобная банальная формула могла бы стать его девизом, если бы, осознавая искусственность, двусмысленность, архаичность всех разновидностей бегства, он не предпочел ей иную. Поскольку говорится, например, что человек нигде не находится по-настоящему дома, тот, кто постоянно переезжает с места на место, очевидно, приближается ближе всех остальных к этой истине, этой миграции, которая уносит всех людей к единственно возможному будущему, к единственной несмехотворной перспективе вечности».

Роман «Темп» требует некоторого времени, чтобы вжиться в него. Сначала меня даже немного раздражал слегка вычурный стиль длинного, на четверть романа, пролога. Рассказчик как будто стремился блистать, быть остроумным и значительным. Но закончился пролог, и стиль изменился, а по прочтении книги стало ясно, что это как будто два взгляда – внешний и внутренний. В прологе внешний мир смотрит жадными глазами на незаурядного человека, к чьей жизни прочно пристал эпитет «загадочная», а основное тело романа – это взгляд изнутри, это сам Арам Мансур смотрит на мир, и то, что для других составляет его «загадку» – всего лишь естественное дыхание человека, всегда двигавшегося в своем темпе.

Общество склонно создавать мифы, а биография Арама Мансура ( у которого даже имя случайный микс какой-то экзотики), тем более, представляет соблазн. Сирота-подкидыш, ясновидящий мальчик в аттракционе фокусника, знаменитый шахматист, внезапно прерывающий свою карьеру в одном шаге от реального шага стать чемпионом мира, и вдруг, ни с того ни с сего – наследник сети элитных отелей. Какой персонаж, какой колорит! И, возможно, не случайно Камилл Бурникель в качестве одного из героев выводит в карикатурном виде писателя Ирвинга Стоуна, известного своими беллетрезированным биографиями. Не его ли рук дело это бойкое предисловие, намекающее на скрытое знание?

Но что может знать человек о человеке? Мы всегда пропускаем поступки других людей сквозь зрение, ограниченное нашим собственным опытом, создаем свои проекции. Но тут загадка. (Опять это слово!) Почему человек на вершине славы все обрывает, расторгает контракт, платит огромную неустойку и уходит в никуда? И почему после этого жизнь не перестает осыпать его своими милостями (что было бы так утешительно для окружающих и соответствовало бы логике этого мира), а делает его наследником хотя и порядком потрепанного, но солидного состояния? Общество очень требовательно к своим кумирам, оно прощает им многое, кроме одного – отказа играть по общепринятым правилам. Ты можешь эпатировать публику, можешь демонстрировать свое равнодушие, но при этом все равно не выходишь из тех рамок, в которые тебя поставило положение.

Арам Мансур – другое. Он, как кажется, даже не имеет представления о каких бы то ни было рамках. Он живет, как дышит, и делает то, что ему кажется в данный момент правильным. Даже не так, он не знает, что такое «правильно»,  а просто движется в потоке, который не виден никому, даже ему самому, но для него он – единственная реальность. Ирвинг Стоун, разговаривая с Арамом в одном из отелей, пытается разгадать феномен его везения. Ведь чему, если не везению, приписать этот необыкновенный жизненный путь. Только везение может оправдать постоянное попадание в яблочко при такой безалаберности.

Но Араму Мансуру нет дела до собственного везения, и он продолжает свое маловразумительное для толпы движение. Он кружит по миру из одного принадлежащего ему отеля в другой и не ищет в этом особого смысла, как не придавал значения своей одаренности и положению знаменитости. «Может быть, он так вообще навсегда и остался тем разочарованным младенцем, у которого тоска по месту выражается через отказ остановиться в каком-нибудь месте и строить там свою жизнь». Возможно, и остался бы, но нет... У романа очень красивый конец. Красивый в плане его уместности и соответствия внутренней сути романа. Красивый, как полет сокола, взмывающего к самому солнцу.

«В иные моменты бывает, что их уже невозможно заставить вернуться».


Роман нетороплив, насыщен разнообразной символикой и располагает к перечитыванию, хотя многим может и не понравиться – в нем мало действия, нет ничего эффектного. Для тех, кто любит отыскивать ключи и открывать скрытые смыслы.

Книга прочитана в рамках флэшмоба 2013. Спасибо sibkron за понравившийся роман и нового автора.

Рецензия на книгу Камлла Бурникеля "Темп" - www.ostrel.ru

Комментарии


Хоть кому-то угодил:) Роман сильный и переводчик у него хороший. "Селинунт" сложнее стилистически и тематически (поэтому вам не рекомендовал, кому охота декадентские романы про проклятых поэтов читать:)) и переводчик у него чуть слабее.

Концовка у "Темпа", конечно, красивая и очень органично вписывается в структуру романа:)