Отзывы о книге Окаянные дни

  • Аватар пользователя
    serovad
    26 августа 2013

    И еще одна библейская строка:

    «Честь унизится, а низость возрастет… В дом разврата превратятся общественные сборища… И лицо поколения будет собачье…»

    Даю совет тем, кто собирается это прочитать. "Окаянные дни" НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для быстрого чтения, для промежуточного чтения (в качестве "легкого чтива" между двумя серьезными книгами), для чтения на ночь и для чтения с полным желудком. Ибо в первом случае вы даже не заметите, о чем она, во втором не поймете, в третьем вам приснится воинствующий революционер, в четвертом, извините, вас стошнит-с.

    Как там у Земфиры поется? "Больно бывает не только от боли". Ага, ну вот он тот самый случай, когда тебе больно не от боли. Читаешь - и больно. Вместе с ним, Иваном Буниным - больно. И вот что удивительно - уж столько прочитал патриотической литературы. И революционно-пролетарской, и искренне сочувствовал угнетенным и эксплуатируемым. И контрреволюционно-эмигрантской - и воспылал гневом праведным против кровавых революционеров. И уже сейчас очень хорошо знаю, что в вопросе русской революции никогда не будет однозначного ответа "кто был прав, а кто нет", и история со временем не только не разберется, а лишь сильнее запутается в поисках соответствующего ответа.

    И все же "Окаянные дни" зацепили сильнее всех остальных книг на эту тему. Потому что писал истинный патриот, наделенный тончайшим чувством слова, принимающего под его пером невиданную жизнь и силу, будучи даже написанным публицистическим стилем. И горечь его более едкая, чем пюре из хрена с редькой, приправленное горчицей.

    Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя?
    Во время французской революции тоже сразу была создана целая бездна новых административных учреждений, хлынул целый потоп декретов, циркуляров, число комиссаров – непременно почему то комиссаров – и вообще всяческих властей стало несметно, комитеты, союзы, партии росли, как грибы, и все «пожирали друг друга», образовался совсем новый, особый язык, «сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…» Все это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.

    Но чего это я так раскипятился? Что, Маяковский не был патриотом? Горький не был? Толстой, который Алексей Николаевич? Мой любимый Паустовский? Или их патриотизм был ложным? Фигня полная. Патриотизм не опенок на пеньке, он не может быть ложным или не ложным. Он либо есть, либо его нет. И прав каждый был по своему. Но никто не смог выразить свою боль по Родине так убедительно, так пронзительно, так горячо, как Бунин.

    Возможно я, я ошибаюсь, потому что мало книг прочитал на эту тему. И вообще прочитал мало. Но пока рассуждаю исходя из прочитанного.

    Я понимаю, почему Бунина запретили в свое время, и удивляюсь тому, как его творчество "реабилитировали" в советское время. Такой глубокой, пронзительной антисоветчины, точнее такого антибольшевизма найти сложно. Более того, Бунин поднял перо на святая святых революции - на Ленина.

    ...современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых «прирожденных преступников» – бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза.

    Как не вспомнить после этого Ленина и тысячи прочих?

    А сколько едкости, сколько чернильной кислоты пролито в адрес Горького, Волошина, Блока, прочих товарищей по цеху! Так досталось Троцкому, Луначарскому и прочим товарищам! Мама не горюй. Но если эти адресные выпады можно назвать субъективными, то разве назовешь субъективным описание ужасов получивших свободу солдат, рабочих, крестьян, горожан. Поистине, нравственная свобода, перешедшая в свободу физическую - страшная вещь. Ее-то и не устает обличать Бунин.

    Повар от Яра говорил мне, что у него отняли все, что он нажил за тридцать лет тяжкого труда, стоя у плиты, среди девяностоградусной жары. «А Орлов Давыдов, – прибавил он, – прислал своим мужикам телеграмму, – я сам ее читал: жгите, говорит, дом, режьте скот, рубите леса, оставьте только одну березку, – на розги, – и елку, чтобы было на чем вас вешать».
    Хожу без работы, пошел в Совет депутатов просить места – мест, говорят, нету, а вот тебе два ордера на право обыска, можешь отлично поживиться. Я их поспал куда подале, я честный человек…

    В одном только он явно наивен - в своем ожидании иностранной помощи. Человек свято верит, что немцы, французы наступающие на молодую Советскую Россию, несут ей благо. Так же искренне и свято верит он в благость наступлений атаманов и военачальников, Корнилова и Деникина. И с не меньшей искренностью сокрушается, когда приходят вести об их отступлении или поражении. Может, во мне говорит свой, совершенно другой патриотизм, патриотизм который пусть из учебников знает, чем в свое время аукнулся России приход французов, и по рассказам стариков - чем аукнулся приход немцев, но не верю я, что было бы лучше, если бы интервенты свергли большевиков.

    Или я не прав?

    like130 понравилось
    3,9K

Комментарии 26

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
yojj10 апреля 2018

прав

Аватар пользователя
emiBogard5 октября 2016

Не прав, Германия 1941 года и Франция 1812 - это далеко не страны 1917-1920 годов. Как раз таки власть большевиков весьма способствовала укреплению нацистов в Германии. Вплоть до 1939, каждый из них помогая друг другу надеялся переиграть и во что это вылилось?

Аватар пользователя
Doctor_Diesel4 мая 2014

Спасибо вам за хорошую рецензию на одну из моих любимых книг и на одну из лучших у Бунина.

В одном только он явно наивен - в своем ожидании иностранной помощи. Человек свято верит, что немцы, французы наступающие на молодую Советскую Россию, несут ей благо. Так же искренне и свято верит он в благость наступлений атаманов и военачальников, Корнилова и Деникина. И с не меньшей искренностью сокрушается, когда приходят вести об их отступлении или поражении. Может, во мне говорит свой, совершенно другой патриотизм, патриотизм который пусть из учебников знает, чем в свое время аукнулся России приход французов, и по рассказам стариков - чем аукнулся приход немцев, но не верю я, что было бы лучше, если бы интервенты свергли большевиков.

Или я не прав?

Да, я вот как раз считаю, что вы не правы. Я согласен с Буниным от и до. Понятно, что у интервентов были свои интересы, Корнилов и Деникин не безгрешные ангелы, но такой безумной крови ради крови, как большевики, они бы не допустили, а понятия чести и человечности у белых, в отличие от красных, были. Этого уже достаточно, чтобы отдать предпочтение им. Nuff said.

P.S. Что бы сказал Бунин, глядя на сегодняшнюю Россию? Что бы сказал, узнав, что происходит в Одессе сейчас?..

like4 понравилось
Аватар пользователя
Aleksius3 сентября 2013

Спасибо, у вас всегда проникновенные рецензии.

like1 понравилось
Аватар пользователя
fullback343 сентября 2013

Благодарю Вас за рецензию! Кто-то сказал, что в гражданской войне не бывает победителей. Наверное, это и так, и не так. Как, впрочем, и с любым суждением - миллионы аргументов "за" и столько же "против". Много читал на эту тему.Так же, как у Вас, симпатии были переходящими. Сказать, кто "выиграл" - белые или красные на "художественном" поле - вещь совершенно бесполезная, абсурдная, да и не имеющая, на самом деле права, на существование вообще. Кто круче: Бунин или Шолохов с Булгаковым? Или будем спорить-обсуждать фигу в кармане советской власти Пастернака или Эйзенштейна? Мне кажется пришло время беспристрастного разговора о Революции, о русских людях в Революции, о людях Русского мира в Революции, о наших трагедиях и триумфах, связанных с Революцией. Смотрите: почему я пишу Революция с заглавной буквы? А как ещё? Революция, изменившая мир, весь мир, от Южного до Северного полюсов, от Москвы до Москвы же по экватору или какой-любой параллели. Как ещё писать это слово? Революция, повлиявшая на жизнь сотен миллионов рабочих и крестьян (о, заговорил как на митинге на 7 ноября!): рабочее законодательство США - посмотрите, если интересно. Особенно подтекст. Особенно - внешние факторы. Без квасного, сермяжного и проч. патриотизмов, а также со странной и не очень странной любовью: на подобное в истории оказываются способными нации исключительные. Неспособные превращаются в пыль. Революция показала всю мощь и подлость, гений и нищету тех, кто её делал, кто воевал за неё или против неё. Респект за рецензию и мысли, её порожденные!

like3 понравилось
Аватар пользователя
innashpitzberg3 сентября 2013

Прекрасная рецензия. Спасибо :)

like1 понравилось
Аватар пользователя
traductora28 августа 2013

"Окаянные дни" тоже произвели на меня очень сильное впечатление. Я их слушала, и там такой чтец был, с такой горечью и так выразительно все это читал, что мне казалось, что сам Бунин мне это все своим голосом рассказывает. Мне кажется, я никогда не смогу сформировать однозначное мнение о революции - благо это было или зло. Читаешь Горького "Мать" - благо, великое благо. Читаешь "Окаянные дни" - великое зло. У одних открылись двери в новую жизнь (образование, жилье в городах, работа), у других эти двери захлопнулись. Наверное, никогда не бывает, чтобы все были довольны и никто не проиграл. Жалко и тех, кто проиграл после революции, и тех, кто веками "проигрывал" до нее. Я решила для себя, что буду на все эти события смотреть только с человеческой, гуманистической точки зрения, не замутненной ни той, ни другой идеологией.

like7 понравилось
Аватар пользователя
mrn292227 августа 2013

Ой-е-ей, как Вы зацепили что-то в душе... Теперь кровоточит. Меня, как и все мое поколение воспитывали на идеалах и героях революции. Двух мнений тогда не было. Когда выросла, пришлось многое переосмысливать. Вы несомненно правы, я, как и многие, еще больше запуталась. Но каждый раз, читая что-либо об этом времени и об этих людях, внутри все леденеет. Спасибо!

like2 понравилось
Аватар пользователя
Julia_cherry26 августа 2013
Я понимаю, почему Блока запретили в свое время, и удивляюсь тому, как его творчество "реабилитировали" в советское время. Такой глубокой, пронзительной антисоветчины, точнее такого антибольшевизма найти сложно.

Похоже, вы имели в виду Бунина, и описАлись... Надо бы исправить...

like1 понравилось
Аватар пользователя
amsterdam_426 августа 2013

Прав.

like3 понравилось
Аватар пользователя
Shishkodryomov26 августа 2013

Я всегда в компьютерных играх "за наших" играю

like2 понравилось
Аватар пользователя
nevajnokto26 августа 2013
Патриотизм не опенок на пеньке, он не может быть ложным или не ложным. Он либо есть, либо его нет.

!!! К себе в цитатник!

like1 понравилось