Больше рецензий

29 июля 2022 г. 12:47

431

3

Начав читать данную книгу, я надеялся еще раз встретить того Глена Кука, которого я знал по Гаррету и Дракон никогда не спит, с его юмором, присущим первому циклу и интересными интригами во втором. Но в данной истории автор оказался мне не знаком.
Тьма бесконечной ночи, начало цикла, которое мне не очень пришлось по вкусу. Но так как это лишь проба пера Глена Кука, да и написано больше сорока лет назад, можно сделать скидку, тем более встречались у других авторов книги и похуже.
Во-первых повествование, оно какое-то слишком тягучее и монотонное, будто бы я вместо фэнтези взял читать какую-то легенду или эпос. Вроде что-то и происходит, но не каждое событие получается понять сразу. Приходиться несколько раз перечитывать. Многое происходит за кадром и об этом автор упоминает в двух словах, хотя некоторые сцены и вехи повествования можно было бы и раскрыть. Во-вторых, те фрагменты на которых автор концентрировал внимание не всегда были удачные. Меня не покидало ощущение, что я постоянно переключаю телевизор и попадаю вместо зрелищных моментов, на какие-то проходные, ни действие, ни диалоги которых не могут взбодрить читателя. В-третьих, это герои, большинство из них лишь имена, и друг от друга никак неотличимы. Хочется выделить лишь Варта, чародея, его персонаж мне показался достаточно интересным. Непанта, довольно странна и нелогична в своих поступках. Выбрать себе в пару, откровенного прохиндея и меркантильного типа, это вообще за гранью моего понимания. И наконец, в-четвертых, это финал. По мне так полное фиаско. Главные злодеи появились лишь на пару страниц в конце с совершенно вымученной и наивной мотивацией. Изображая из себя кукловодов, которые якобы с режиссировали весь спектакль, они тут же попадают в лапы к кукловоду покрупнее. В итоге глупый слив злодеев, в духе дешевых американских сериалов, когда герои весь сезон пытаются найти средство для борьбы со злом, а в последней серии побеждают его по щелчку пальцев.
Дитя октября, второй роман цикла, который слабо сгладил огрехи предыдущего, да в добавок заработал новых. В нем повествование в основном сместилось на Браги, наемника и соратника Гаруна из первого цикла, лишь иногда показывая нам других героев. Стало меньше проходных моментов, но все равно часть действий остается за кадром.
Герои же все так же ведут себя не логично. Очень смешит попытка автора показать, как бывшие злодеи переходят на сторону героев, участвуя вместе с ними в битве с основным злом. Я такое часто встречал все в тех же популярных молодежных американских сериалах. Когда злодей первого сезона, встает на сторону героев во втором. И так далее…
Что совершенно не понравилось – это любовь автора к географии и топонимам своего мира. Постоянно теряешься во всех этих уточнения: «…река R, что находится к югу от гор M, и в десяти милях от города N, что на окраине империи X…» Одно дело, когда повествование ведется о нашем мире и я худо-бедно, могу открыть карты и посмотреть, что там к чему. А другое дело выдуманные. Для таких описаний нужно давать хотя бы карту, чтобы не теряться во всей этой местности, где герои то за один день преодолевают огромные расстояния, то неделю не могут пройти межу точками маршрута.
К еще одному не достатку, можно причислить батальные сцены, если их можно так вообще назвать. Действия во время сражений, атаки и отступления прописаны очень плохо. Видно, что Глен Кук в этом совершенно не разбирается и не хочет словесно приукрасить битвы. Поэтому чтение этих сцен давалось мне с трудом. Хотя, например, беря в руки книги Корнуэлла, ты отчетливо видишь диспозиции войск и тактику битв, словно бы сам находишься в гуще сражения.
Нашествие тьмы, завершающий роман трилогии. Да, как и предыдущие два он не блещет интригами и неожиданными поворотами сюжета и так же идет по накатанной формуле: есть герои, есть злодеи, но к концу книги, одни злодеи сливаются и на их место встают те, кто руководил всей этой бессмысленной катавасией. Но сама история стала более цельной и четкой в повествовательном плане.
Конечно, от своей любви к топонимам, автор не отказался и до сих пор эти фрагменты текста вызывают сложность для восприятия и построения мира. Все так же плохи описания битв, но надо сказать теперь им уделяется на много меньше времени, поэтому на это можно закрыть глаза.
Так же осталась в книге и наивность и некая надуманность. Вот скажите мне, разве может властительница, даже потерявшая власть, внезапно стать домохозяйкой и отбросить любые честолюбивые амбиции. Я думаю - нет, но автор считает иначе. Надо сказать, что он грешит так со всеми героинями, появлявшимися в трилогиях. И как по мне это выглядит довольно глупо. А может быть это я попал под современные стандарты феминизма, где на первый план выходят сильные героини женщины.
Что же касается героев, наконец то автор не боится их убивать. На страницах третьей книге мы простимся с многими знакомыми, хоть часть из которых так и не смогли обрести душу и стать настоящими персонажами. Ну а конец на самом деле, не такой уж и финальный, мы видим, что битва не закончена, да и истории многих героев так и не получили логического завершения.
Если бы я познакомился с Гленом Куком с этой книги, то, наверное, вряд ли бы захотел, читать что-то у него в дальнейшем. Все эти огрехи отпугнули бы меня, как читателя. Но зная его мастерство, которое он показал в более поздних своих работах, я продолжу знакомиться с другим циклами автора и вполне возможно прочитаю даже продолжение этой трилогии, чтобы наконец узнать конец истории.