Больше рецензий

28 июля 2022 г. 11:27

190

5 Знамя из рук классика

Надо было обладать достаточно большим запасом творческой смелости чтобы после повести Валентина Григорьевича Распутина, который, казалось, навсегда закрепил за собой звание защитника сибирских просторов от варварского наступления технического прогресса, чтобы взяться за написание своеобразного продолжения истории распутинской Матёры. По сути, принять знамя из слабеющих рук стареющего классика. Сенчин рискнул. Так родилась повесть "Зона затопления".

В то самое время, когда началось строительство Богучанской ГЭС (четвёртой гидроэлектростанции Ангарского каскада), литературный мир всколыхнула повесть Валентина Распутина "Прощание с Матёрой". Повесть рассказывала о судьбе жителей деревни Матёра, попавшей в зону затопления при строительстве Братской ГЭС и предназначенной к расселению и ликвидации. Шуму повесть тогда наделала много. Правда на дальнейший ход строительства это никак не повлияло. Определили предполагаемую зону затопления и объявили о начале переселения. Часть людей уехала, но вскоре грянула "перестройка", финансирование сократилось и строительство пришлось заморозить. Переселение перенеслось на неопределённый срок, многие из уехавших вернулись на старое место жительства. Так и жили в подвешенном состоянии пока к концу нулевых новая власть не решилась возрождать престиж государства за счет масштабных строек. Строительство решили возобновить, зону затопления затопить, а людей, подлежащих переселению, переселить. Об этом и рассказывает повесть Сенчина.

Цельного сюжета в повести нет. Есть несколько слабо связанных сюжетных линий и героев, через которые автор доносит до читателя трагедию огромной территории, обреченной уйти под воду. Женщина-пенсионер, вся жизнь которой прошла в деревне, готовится к переезду в городскую квартиру и сетует, что нельзя забрать с собой всё нажитое хозяйство. Семья, где муж и жена давно развелись, но жили под одной крышей, вдруг получает одну жилплощадь на двоих. Журналистка из Красноярска тщетно пытается привлечь внимание общественности к проблемам переселенцев, беззаконию по отношению к отдельным людям и семьям и безнаказанности чиновников и дельцов, вращающихся вокруг строительства ГЭС. Семья, владеющая лесопилкой, безуспешно пытается добиться выделения земельного участка для переноса оборудования за пределы зоны затопления или хотя бы денежной компенсации за потерю бизнеса. Объединяет всех одно - безысходная неизбежность коренных перемен в жизни. Не в лучшую для них сторону.

При чтении параллели с повестью Распутина напрашиваются сами собой (не всегда, правда, в пользу Сенчина). И там, и там безжалостно уничтожается природа, нарушается экосистема, наносится непоправимый вред окружающей среде. И там, и там рушится вековой уклад жизни, тысячи людей покидают своё жильё, в прямом смысле лишаются своих корней и почвы под ногами. Недаром в обоих произведениях одно из центральных мест отдается теме предательства предков, лежащих на местных кладбищах. У Сенчина даже отдельная глава посвящена переносу деревенского погоста. Ещё у Сенчина, в отличие от Распутина, очень болезненно подсвечена социально-политическая подоплёка проблемы. Яростно и хлестко рисует он картины беззакония в зоне затопления: махинации чиновников с жильем для переселенцев, запугивание и устранение несогласных и неугодных, коррупция на всех уровнях. Сенчин не стесняется проходиться как по нидним чинам, так и по самой верхушке. За звучными псевдонимами легко угадываются персонажи политической арены и большого бизнеса. Досталось немного даже ещё живому на тот момент Валентину Григорьевичу. Дескать, написать-то написал, а изменить ничего не получилось. Да и у Сенчина тоже.

Несмотря на все шероховатости "Зона затопления" наряду с романом "Ёлтышевы", на мой взгляд, лучшее из того, что есть у Сенчина на сегодняшний день. Тем, кто следит за современной отечественной прозой и ещё не читал "Зону затопления", рекомендую к обязательному прочтению.

Источник