Больше рецензий

26 июля 2022 г. 10:04

518

5 Спойлер

Вот уж истинаая правда: "Никогда не говори "никогда". Только в начале этого месяца сказала, что больше Воннегута читать не буду. Это было после "Колыбели для кошки". Но мне настоятельно порекомендовали прочитать его роман "Синяя борода". И я это сделала. И осталась в восторге.

Нежданно-негаданно в результате получила одно из лучших произведений, что у меня случилось за последнее время. Роман написан от лица вымышленного художника Рабо Карабекян, армянина по национальности, родившегося в Америке в начале прошлого века. На склоне лет он пишет автобиографию, рассказывающую о жизни. А заодно совмещает её с дневниковыми записями, описывающими происходящее уже в 1987 году.

Курт Воннегут в своем романе показал не только жизнь одного отдельно взятого человека, которая и сама по себе, несомненно, интересна и увлекательна, а целый пласт истории мира 20 века. За свою долгую жизнь Рабо Карабекяну пришлось встретиться со многими людьми. И о них рассказывается в романе. Причем, в нем соеденены и судьбы реально существующих людей и истории людей, которых выдумал автор. И их образы так достоверны, что трудно понять, кто есть кто. Но это совершенно не важно. Каждый оставил след в жизни главного героя, каждый определил его путь на определенном участке.

Рабо Карабекян - художник. Поэтому в романе много внимания уделено искусству. А если точнее, то становлению в послевоенные годы такого направления в живописи как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, Марк Ротко, Аршил Горки, - те художники, которые и "родили" это направление. А рядом с ними, в одном ряду, и вымышленные персонажи. Рабо Карабекян, Терри Китчен...

Курт Воннегут в романе много размышляет о том, можно ли считать настоящим искусством эти кляксы, пятна, полосы, выдаваемые этими художниками за искусство? Или его ценность лишь в передаче реальности? Кто они, абстрактные экспрессионисты, гении или халтурщики?



Но все, что мог делать он, и на что способен я, делают теперь фотоаппараты. Я уверен, что именно эта мысль подталкивала импрессионистов, кубистов, дадаистов, сюрреалистов и так далее в их попытках, весьма успешных, создания таких картин, которые не под силу фотоаппаратам и людям вроде Дэна Грегори.

В романе много размышлений не только о живописи, но и о писательстве. Ведь сам Рабо Карабекян начал на склоне лет писать автобиографию. Да и среди других героев есть люди такой профессии. И самому Курту Воннегуту, как писателю, есть что сказать по этому поводу.



Писать надо не для всего мира, и не для десяти человек, и даже не для двух. Пишешь всегда для кого-то одного

И о названии романа. На первый взгляд стоит удивиться, что автор взял в качестве его название сказки Перро. Страшной, надо сказать, сказки. Но оно не случайно. У Рабо Карабекяна тоже была такая закрытая комната, в которую не было ходу никому, и которую он завещал открыть только после смерти. В конце романа мы узнаем, что прятал герой. Лишь в конце. Там, конечно, не было трупов жен. И это все, что я скажу.

Написан ромаан великолепным языком. За что, наверное, большое спасибо надо сказать переводчику Юрию Мачкасову. В его переводе я читала роман. Чуть насмешливый, с долей юмора, приправленный сарказмом, и глубокой любовью к тому, о чем он пишет, и болью о том, что вспоминает.

Обязательно еще почитаю Воннегута. Два романа за месяц, и два таких разных. Два совершенно разных впечатлений. Надо прочитать и третий.