Больше рецензий

losharik

Эксперт

по яблочным пирогам

25 июля 2022 г. 01:08

492

4.5

Первая публикация романа вызвала столько гневных откликов, что Эмиль Золя был вынужден написать предисловие к второму изданию, с пояснением, какой смысл он вкладывал в свое произведение. По словам Золя, его целью было создать не характеры, а темпераменты. Он хотел показать индивидуумов, которые всецело подвластны своим желаниям. Он акцентировал внимание на их животном начале, именно оно движет всеми их поступками.

Первое, что поражает в Терезе и Лоране, они напрочь лишены какой бы то ни было нравственности. Даже совершив преступление, они не испытывают ни капли раскаяния или угрызений совести. Основное их чувство – страх. И боятся они не столько возмездия со стороны закона, сколько мести чего-то неведомого, порожденного их больным воображением.

Золя характеризует своих героев как «нервная лицемерная женщина» и «сангвинический мужчина». Если задуматься, он мало что говорит об из характерах. Про Терезу известно, что она сирота, воспитанная своей теткой госпожой Ракен, у которой есть обожаемый сын Камилл. Тереза с раннего детства была постоянным придатком Камилла, детьми они спали в одной постели и каждый раз, когда Камиллу надо было принимать лекарства, а принимал он их постоянно, потому что все время болел, то же самое была вынуждена делать и Тереза. У госпожи Ракен была твердая уверенность, что когда дети вырастут, они поженятся, так и получилось.

Лоран был школьным другом Камилла, его главное желание- жить в свое удовольствие и ничего не делать. Он с нетерпением ждал смерти отца, чтобы получить наследство, т.к. отец отказался финансировать беспутную жизнь сына. У Лорана была одна страсть – женщины. Но им надо было платить, а денег у Лорана не было. Сам облик Лорана содержал какое-то животное начало и это произвело большое впечатление на неудовлетворенную плоть Терезы. И Тереза и Лоран оказались полностью во власти своего влеченья.

Основная часть романа посвящена тому, как совместное преступление повлияло на Терезу и Лорана, как оно изменило их самих и, как следствие, их взаимоотношения. То, что должно было объединить их, на деле сделало их совместное существование невозможным. Сначала появилось равнодушие, потом была попытка восстановить прежние отношения, но чем дальше, тем больше между ними росло отчуждение, которое превратилось сначала в неприязнь, а потом и в открытую ненависть. Оказалось, что оба обладали очень чувствительной нервной системой, у Лорана дело даже дошло до галлюцинаций. Днем и вдали друг от друга Тереза и Лоран как-то забывались и могли жить нормальной жизнью, но стоило им остаться наедине, их начинали одолевать кошмары, оба превратились в настоящих психопатов.

Эмиль Золя – большой мастер человеческих портретов, видно, как ему интересно покопаться в людских душах. И тут это не только Лоран и Тереза. В романе не так много персонажей, но каждый из них получил свою порцию авторской правды. Ни один персонаж не вызывает симпатии, но таков уж Золя, для него важно обличить людские пороки, а их во все времена предостаточно. Вроде бы и хотел автор обнажить животную сущность героев, а на деле показал то, что больше свойственно именно людям.