Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июля 2022 г. 10:50

310

4 И жизнь хороша, хороша вдвойне, коль ей рисковать умеешь

Две капли сверкнут, сверкнут на дне,
Эфес о ладонь согреешь,
И жизнь хороша, хороша вдвойне,
Коль ей рисковать умеешь.
Хитри, отступай, играй, кружись,
Сживая врага со свету.
А что же такое жизнь? А жизнь -
Да просто дуэль со смертью.

Как открыв неизвестную книгу неизвестного автора с довольно попсовым названием вдруг резко перенестись в свои четырнадцать, когда вокруг открылся целый книжный мир - с гасконцами, шпагами, дворянской честью, интригами, дуэлями, впечатляющей любовью к прекрасной даме, и пирушками с верными друзьями? Как, если весь Дюма прочитан от корки до корки, просмотрены все экранизации и даже попытки погрузиться в его последователей небезызвестного француза уже все состоялись? И уже не ведешься на громкое "новый Дюма", "русский Дюма", "Дюма-мать" и так далее? Как, как, просто откройте эту книгу, это самое "Кровное дело шевалье" и причините себе такую радость - вспомните первое впечатление от исторических приключений хорошего и при этом достаточно романтизированного и наивного направления. Тут все от того самого ощущения - ожидания, что в любой момент тебе может "прилететь" какая-то неожиданная ситуация, которая изменить твою жизнь, эта постоянная готовность к чему-то, она ощущается в каждом персонаже, но больше всего, конечно же в юном шевалье Жане де Пардальяне. Он молод, горяч, отчаянно беден и не менее отчаянно храбр и безрассуден. Что ждет его в следующую секунду - смертельная дуэль или смертельная любовь, взгляд из-за занавески или бросок на защиту женщины против толпы? Кто знает, господа, эй, трактирщик, бургундского и пару каплунов неси, да поскорее!! Поразительно все-таки, как с возрастом иначе начинаешь оценивать происходившее в тех же мушкетерах, с нравственной точки зрения и с позиций правильности, тут такая же история. К примеру, парень с дворянским гонором силой вынудил хозяина трактира бесплатно поселить в лучшем номере и еще и кормить-поить его, его пса и коня. И потом поколачивал его, а женушка его предлагала адюльтер, в дополнение так сказать. Честно ли это? Нет. Делал ли так же, например, ДАртаньян? Да. Восхищались ли мы последним? Снова да. И тут автор совершенно не порицает Жана, а предлагает обратить внимание на те события, в которых главным действующим лицом оказывается этот фехтовальщик. Само кровное дело базируется на драме с очень тяжелыми чувствами невероятно глубокой любови и предательства. Причем два честных человека (юные супруги) невероятно страдают от предательства, но расценивают его по-разному. А третий, отвратительный негодяй, приносит всем несчастье. Четвертый же, начав с отвратного поступка, переобувается и именно из-за всей этой катавасии и происходит последующее развитие сюжета. Несмотря на всю его наивность и нарочитость, на показанные судьбоносные встречи и роковые поступки, падения в обмороки и заламывания рук, воззвания к доброй душе и показательные речи, книга захватывает. Время, показанное тут - правление Карла Девятого Валуа, перед Варфоломеевой ночью. У Дюма мой любимый цикл как раз касается этого времени, и у Зевако мы увидим исторических лидеров - Екатерину Медичи (+астролога), ее сына Карла (+любовницу), ее же сына Генриха (+Келюса, Можирона, эх, миньоны), де Гиза (как всегда в заговорах), Жанну Наваррскую и прочих. Потому мне исторического фона хватило и я могла следить именно за приключенческой составляющей. А там - драма на драме, но все очень красиво, как в балладах и рыцарских романах - встречи через 16 лет, тайны, дети, совесть на смертном одре, ненависть и боязнь, гордость и материнская безмерная любовь, бессеребреничество и корысть, шпионство и заговоры, свист шпаги и вышивка гладью.... А какая умело подведенная кульминация, и гештальт с кровным делом закрыт, но высокая нота последней сцены взывает в дальнейшему знакомству с циклом!



Гасконь, Париж, друзья, надежды, грезы.
Мы часто лили кровь и редко - слезы.
Я убивал, но смерти я не видел.
Колоть колол, но разве ненавидел?
Я понял смерть впервые здесь за дверью.
Сказал: мертва! - и сам себе не верю.
Стою среди друзей я как в пустыне
И что мне от любви осталось ныне?
Только имя...

Что от любви осталось и кому , а также что будет дальше с шевалье и его недругами - это совсем другая история, которую я обязательно прочитаю.

Прочитано в рамках Игры в классики

Комментарии


Ух, как интересно))


Да, я уже запланировала вторую книгу, хотя встретила уничижительную формулировку - бульварный роман, но это хороший бульварный роман))