Больше рецензий

21 августа 2013 г. 23:01

208

4

Грех такое говорить про сурового боевого летчика, но Кожедуб - лапочка.
Даже эту раннюю книгу, где через слово Сталин, половина фамилий не указана - просто "генерал" и "полковник", половина географических наименований тоже не указано, читать интересно. Славословия вождю, явно откуда-то содранные и понатыканные в разных местах текста, где надо и где не надо, через пару глав начинаешь пропускать, и замечаешь, что в этой ранней книжке больше украинизмов, просторечия (здесь "через тебя сыны на куркуля батрачат" - в "верности отчизне" - "из-за тебя сыны на куркуля батрачат" - первое - выразительней), она написана более непосредственно, чем "Верность Отчизне" - автор и не особо скрывает, что относился к поиску вражеских самолетов примерно как к сбору грибов, типа "о, беленькие! да какие крупные! Сейчас я их!!!".
Но, вообще, "верность отчизне" лучше. И с литературной точки зрения и с фактической-исторической.
Имеет смысл прочитать, чтобы сравнить, но если хочется прочитать чего-нибудь одно этого автора, то эта книжка - не лучший выбор.
А еще очень интересно сравнивать книги Кожедуба с книгами Покрышкина. Покрышкин такой умный и такой большой начальник по натуре, что подавляет. И это сильней всего заметно именно в ранних книгах и того и другого, когда они еще не так поднаторели в политике.

Комментарии


Всё-таки пару слов позвольте сказать о подготовке летчиков.
То, что их пекли, как пирожки - быстренько-быстренько, сама-сама - это широко известно. Что из этого получалось - тоже. Сопоставление потерь, затраты на сбитый самолет, среднее количество боев и т.д. - было бы очень интересно прочесть об этом. Наверняка, эти цифры есть, наверняка.
Пишу это для прояснения вещей, более глубоких, чем очевидные невыгодные сравнения среднего времени налета нашего молодого летчика и немецкого или средней, даже абсолютных цифр сбитых самолетов лучшими летчиками-истребителями наших и немецких, всё это, повторюсь, известно.
Сталин - не только очень умный, но и очень прагматичный человек, очень, знал и понимал все материальные ограничения в людях, средствах и проч. И тем не менее подобный подход к подготовке продолжался. Почему?
Я думаю, здесь очень глубокая ментальная черта русских: в силу исторических условий формирования нации, мы никогда не могли планировать на большую глубину (равнина открытая для любой братвы). Поэтому - сиюминутность, давай-давай - это наше, но не потому, что мы какие-то ущербные интеллектуально, а потому что это - в нашей архетипической матрице. Всегда иллюзия: вот, немедленно, сейчас же, иначе - гипс снимают, клиент уезжает, аврал, спешка. В результате? Да хотя бы то, что у Хартмана 352, а у Кожедуба 62. Простите, прелюдия, основательная подготовка - не, мы ломанемся, а там глянем, потом разбираться будем.
Спасибо, что рецензией вот такие мысли пробудили.


Кажется, что-то про подготовку летчиков с цифрами я встречала в воспоминаниях Ворожейкина.