Больше рецензий

20 июля 2022 г. 20:33

669

5 Буллинг в школе. Грустная и очень короткая история о мальчике, который пытался...

В классе появляется новенькая - Верочка, она больная, слабая, к тому же ее внешность отталкивает. "Невысокая девочка, болезненно-рыхло-толстая, бледная-бледная, так что все жилки голубели под кожей. Лицо у неё было некрасивым, одутловатым и с какими-то очень неприятными бородавками на щеках. Но самыми странными, необычными были у неё глаза: совершенно белые". Чувство неприязни, отвращения к Верочке как цепная реакция передается всему классу. Чувства провоцируют действия, издевательские действия. Верочке, прозванной одноклассниками Бородавкой, придется как-то выживать в негативно настроенном к ней коллективе. Главный герой, от лица которого ведется повествование, окажется единственным, кто окажет Верочке поддержку. Но надолго ли его хватит? Учитывая, что его самого захлестывает чувство отвращения к новенькой.

Это рассказ по своему сюжету не нов и не так уж оригинален, но он продолжает цеплять и заставлять людей смотреть на себя со стороны. На сегодняшний день проблема буллинга в школе и не только в ней остается актуальной: об этом говорят, пишут, но насколько ситуация изменилась в лучшую или худшую сторону судить не возьмусь.

В этой маленькой повести я не стала бы искать, кто прав, кто виноват, поскольку здесь не об этом. В чем смысл разливать по порциям вину? Важнее осознать причины такого поведения у героев, понять предпосылки, возможно, вынести какой-то урок и ответить себе на поставленные автором, но не заданные вслух вопросы... Как же наши слова, наши действия могут отозваться на других? Как научиться самим и научить своих детей быть ответственными за свои поступки? Как воспитать чутких, отзывчивых детей? Как стать этим образцом честного порядочного и самостоятельного в своих поступках человека? Как научиться не идти за толпой, научиться отстаивать правду? Научиться защищать себя и чувство своего достоинства? Где найти в себе силы защищать беззащитных?

Каждый начинает с себя, и чем раньше начать работать над собой, давая отчет каждому своему поступку, тем лучше. Учителя и родители в данном случае приняли модель поведения попустительскую, не предприняли хоть какие-нибудь действия, чтобы исправить ситуацию, сложившуюся в классе. Проиллюстрируем речь учительницы.



А ещё помните, что Вера Батистова очень, очень сильно была больна, и даже теперь ей нельзя волноваться, нельзя резко двигаться… — Мария Васильевна оглядела нас внимательными печальными глазами из-за толстых стёкол очков. — И зачем я вам это говорю? — тихо пробормотала она самой себе. — Вы же ещё дети…

Да, это еще дети, но они все понимают, видят и также несут ответственность. Вернемся к главному герою.

Лешка винит себя за лишнюю эмоциональность, за то, что ляпнул не то, за то, что не смог понять Верочку, не смог защитить ее в нужный момент. Он просит прощения... Но поздно. Чувство вины съедает героя все время повествования, этот психологический накал, нерв, на котором все строится, не дает соскочить читателю, держа все время в напряжении. Эта внутренняя борьба между его чувствами, эмоциями и моральным долгом обнажена и честно продемонстрирована. И разве скажешь, что все, что происходит в душе мальчика несерьезное, детское, неважное? Виноват ли мальчик? Виноват. Мог ли он поступить иначе? С точки зрения его эмоционального состояния, его возрастных особенностей скорее всего вряд ли... Он же не Михаил Илларионович Кутузов. Он мальчик, подросток, который пытался поступить правильно, пытался поддержать, но для которого мнение окружающих также очень важно. Если поставить хотя бы на секунду себя на его место, как бы мы отреагировали на вот эту речь Верочки....
"Вы все злые ребята, я это знаю. Вы все меня всегда хотите обидеть, потому что я беззащитная. Но я не беззащитная. У меня есть мой рыцарь, образ моего сердца — Алёша! Он не даст меня в обиду! Он добрый и прекрасный человек! Когда мы с ним вырастем, то поженимся и родим много-много прелестных детей, мальчиков и девочек. И он всегда будет оберегать меня, и мы всегда будем вместе! Правда, Алёша?"

Злость и эмоцию мальчика понять можно. Он искренне пытался перебороть свою внутреннюю неприязнь к внешнему виду девочки, этому можно найти подтверждение в тексте. "Непонятно, как в такой рыхлый, больной комочек вмещалось столько добра, правда, слезливого, но истинного". Но то, что он поступил именно так, а не иначе, закономерно. Так, в каком случае он мог поступить иначе? В случае здоровой модели поведения, где взрослые подают здоровые примеры и образцы, где родители транслируют здоровые ценности. Это сложно, но от каждого из нас зависит здоровье нашего общества.

Андрей Богословский смог бы стать талантливейшим большим писателем, если бы продолжал писать, но судьба распорядилась иначе. "Верочка" же - это правдивое настоящее произведение. ЧУДО!
От этого произведения душно, тошно, к глазам подступают слезы. и одновременно возникает чувство какого-то неведомого катарсиса...

Читается очень быстро, это очень маленькое произведение с очень большим смыслом картинка AdelaidaSmelaya