Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

18 июля 2022 г. 12:40

2K

2 Зато тебе выпало великое счастье жить в двадцатом столетии —​ в век культуры, прогресса и человечности

Так случилось, что моё знакомство с небезызвестным Ремарком состоялось не с Трёх товарищей и не с На Западном фронте без перемен , которые, собственно, рекомендуются как замечательный старт, а с произведения Возлюби ближнего своего , описывающего будни мигрантов в Европе второй половины 1930-х годов.

Мы наблюдаем историю скитаний двух​ немцев еврейского происхождения: Людвига Керна, молодого и наивного, и Йозефа Штайнера, немолодого и прожжённого. Их мало что объединяет, кроме побега​ из охваченной нацистскими настроениями Германии, пожар которых заставил покинуть родные гнёзда​ многие миллионы человек. Угодивший в руки полиции за отсутствие документов,​ Керн вынужден мотать небольшой срок, где, в месте отсидки, встречает​ некоего​ Штайнера, который в свою очередь становится наставником для первого, посвящая того в горести и хитрости эмигрантской жизни.​ Впоследствии судьба будет сводить обоих в разных странах и обстоятельствах, как и со множеством других,​ второстепенных персонажей.

Основная проблема,​ подымаемая тут автором, заключается в абсурде бюрократической системы того времени. У героев нет никаких​ документов, которых лишила их собственная родина, и, стало быть, теперь, юридически (и не только), персонажи перестают считаться людьми со своими правами и свободами. Осложняется, конечно,​ всё это политической обстановкой того времени:​ заражающего​ новые и новые​ территории фашизма,​ из-за чего эта людская масса превращается в этакий биомусор. В итоге выходит, что ни одна из множества стран не хочет и не пытается решить вопрос с​ никак не оканчивающимися, а наоборот, возрастающими​ потоками беженцев, перекидываясь конвоями бесправных людей с одной границы на другую, что принимает смехотворно-безумный вид.

Именно аспект подтверждения права на существование с помощью наличествования​ клочка бумажки оказался для меня самым интересным и увлекательным​ в этой книге. На самом деле чаще всего я чувствовала раздражение, как от героев, так и от ситуаций в целом. Повествование напоминает этакое шапито, в надувных​ стенах которого разворачиваются мини-сценки, пытающиеся в некоей гипертрофии поведать нам разнообразные страдания обиженных всеми и вся людей. Сцены эти могут быть бессвязными и не влияющими на дальнейший​ сюжет. Само их существование —​ лишь эмоциональная игра со впечатлительным читателем. А роли исполняют полные стереотипов клоуны.

Добавьте сюда льющиеся реки бесплатного алкоголя в каждой таверне, задумчивые клубы дыма сигарет, выпускаемые трепетными ноздрями, и томных красавиц, влюбляющих в себя мужчин с первого взгляда, и вы получите не только немудрёный пересказ содержания всего творчества Ремарка, но и квинтэссенцию​ моих самых ненавистных "книжных​ НЕТ", какие только встречаются в природе.

Главные герои меня в том числе не поразили. Керн —​ неоперившийся птенец и, вроде как, должен был бы повзрослеть во время своих мытарств, но до последнего попадается на откровенные аферы и вообще нон-стоп совершает необдуманные поступки. При этом ему без конца​ чертовки везёт: его спонсируют всевозможные​ благодетели, а прочие нищие​ эмигранты готовы сорвать с себя последнюю рубаху, лишь бы Керн со своей подружкой находились в тепле и сытости. Я не смогла сопереживать главгерою, потому что его "страдания" —​ по факту полная пустышка, перемежающаяся ванильными вздыханиями​ по какой-то девке, с которой шуры-муры и внеземная любоффь закрутились в одно мгновение и с полоборота.

А вот Штайнер в начале даже слегка радовал. По крайней мере в его сюжетной ветке содержались хоть какие-то приключения. Но, опять же, в конце концов фонтанирует гейзер благородных страданий во имя любовной любви, а герой самостоятельно выбирает самую незавидную участь, ибо его сердце вконец разбито. И я закатываю глаза от патетической слащавости происходящего, и думаю: вот зачем я в это ввязалась?

Мне крайне не нравится едкая приторность Ремарка, которая, перебиваясь вымученными страдашками, наполняет как минимум эту книгу, а как максимум вообще всё его​ творчество (утверждать не стану, ибо ничего другого не читывала). Герои будто​ не сталкиваются с настоящими трудностями, которые могли бы на них повлиять всерьёз и надолго. С ходу вспоминается Луи-Фердинанд Селин и его Путешествие на край ночи , которое составит Ремарку невероятно яркий контраст. И, знаете, всё-таки Селин мне нравится много больше, если вообще есть смысл их сравнивать, в нём присутствует вот эта экзистенциальная бездна.​
К счастью, текст романа безумно лёгкий и невероятно быстро читается. Ну и цитаток красивых можно надёргать, тут Ремарк хорошо постарался, нужно отдать ему должное.

Книга прочитана в рамках совместных чтений на канале Book_Town