Больше рецензий

Helen Gautier (oantohina)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2022 г. 07:38

783

5 "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел..."

С недавних пор мне хочется чаще знакомиться с книгами, которые бы пестрили неоднозначными отношениями между главными героями или острой, жгучей, иногда даже провокационной темой. Подобные вещицы уже встречались мне в этом году, причем им удалось сверкнуть за все время прочтения ослепительной молнией, настолько они мне запали в душу. Среди них отмечу «Норвежский лес» Харуки Мураками и «Часы» Майкла Каннингема. Следующим произведением для раскачки моих нервов и эмоций был выбран «Чтец» Бернхарда Шлинка. Ожидания с первых же секунд были оправданы, так как роман немецкого писателя заставил покинуть насиженную зону комфорта, проникнуть в суть отношений между пятнадцатилетним парнем и зрелой (только на словах) женщины. Мало того, что это было непривычно, первая часть романа представилась мне каким-то бездонным колодцем или полупрозрачной мутью, от которой голова кружится. С первыми главами книги я ознакомилась, сидя в парке, тогда меня еще угнетала противоречивая погода с ее ужимками: то ветер холодный, и небо алюминиевое, то душно становится, словно в парнике. И все эти факторы слились в одну сплошную серость и произвели странный эффект. Персонажи удивляли отсутствием эмоций, вроде бы и были яркие сцены между Ханной и Михаэлем, но они почему-то нечеткие, не цепляющие за живое, герои словно с каменными лицами все время ходили. Болезненная бледность присуща началу «Чтеца», и только ближе к концу она рассасывается, уступая место осознанию значительности событий того самого лета, в которое зародилась неоднозначная любовь главных героев. Ну, а по началу история как будто была мне не рада...

После прохождения половины дистанции начинается постепенно очерчиваться круг проблем данного романа. Вместе с Михаэлем Бергом читатель по шажочкам доходит до истины, подбирая недостающие фрагменты, выясняя ранее незамеченные факты. Кроме, так скажем, заковырки в отношениях главных персонажей, автор наполнил сосуд «Чтеца» дополнительными темами для размышлений, дабы скучно не было. Поэтому, хотелось бы разобрать по полочкам этот кипучий, ядреный коктейль, высказаться об отдельных жгучих моментах, выделенных маркерами. Не зря ведь в учебных учреждениях Германии дотошно изучают историю Бернхарда Шлинка, значит и любому другому читателю будет, чем плотно загрузить голову на несколько дней вперед. Погнали!

1. Второй по значимости темой после линии становления главных героев как полноценных личностей становится Вторая Мировая война, и на этот раз мы видим не просто типичное перетирание между пальцев тех горестей и страданий, что выпали на жертв кровавой мясорубки. Отнюдь! Честно говоря, раньше мне как-то не случалось задуматься над восприятием самих жителей Германии, особенно молодого, подрастающего поколения немцев, ужасов войны, которая развернулась, считай, по вине руководителей их родной страны, родного дома. С такого ракурса данные события рассматриваются совсем иначе, ведь тогда имел место и стыд за преступления отцов и матерей, принявших веру Третьего Рейха как свою собственную, тысячи несостыковок, логические взрывы в голове, возникновение одного и того же надоедливого вопроса: «Неужели моя страна, мой народ способен на такое? Неужели поколение, вырастившее нас, замарало руки в крови?». Как бы любой из нас смотрел на своего родителя, если бы тот случайно оказался серийным убийцей? И даже на этот вопрос ответить крайне сложно, масштабы происходящего в прошлом веке были значительно больше, а, значит, и тогдашние вопросы загоняли в смертельный тупик, в такую тьму тьмущую... Хоть пулю себе в лоб пускай от безысходности. Рефлексия главного героя на фоне проведения одного из судебных процессов над нацистскими преступниками оказывается очень кстати: на примере Михаэля, неоперившегося студента юридического факультета, мы узнаем, каково это – судить родного тебе человека, узнавать страшные тайны женщины, которая стала твоей первой любовью,страны, которая тебя выкормила и обогрела.

2. После прочтения «Чтеца» полезно было заняться поиском дополнительной информации о создании романа или его влиянии на общественную жизнь. Как раз в течение шуршащих раскопок меня не то, чтобы зацепило, заинтересовало, а скорее – принялось как нечто близкое по духу высказывание историка Дебора Липштадта о том, что считать нацистов людьми без права выбора в той ситуации просто некорректно. Когда как раз пошла в ход вторая часть произведения и первый раз раздался стук судебного молотка, я почему-то ни разу за то время не зацепилась и не развернула те авторские мысли, а может, банально поняла, что это глупости, безуспешные попытки поиграться с явлением вины как с мячиком. Та же Ханна Шмиц для меня лично является если не отъявленной, то вполне сформированной преступницей, которая совершила, наверное, самое страшное преступление в жизни – не отличила добро от зла, хоть и частичное, но содействие убийцам, тем, кто каждый день мучил и сжигал тысячи людей разных национальностей от обычной работы, приносящей деньги. Какой тварью нужно быть, чтобы сознательно пойти на такое, чтобы выносить подобные зверства, видеть и формировать колонны смерти? Однозначно, она заслуживает своего наказания. Может, и не пожизненного заключения, но отбывания достаточного срока, которого хватит на моральное, духовное перевоспитание. Не хочу бессмысленно для себя перебирать ее замашки по поводу неграмотности, хотя это отдельная тема, требующая отдельного разговора. Не верю я во всемогущество ее страхов и не вижу мотива из-за них хоть как-то ее оправдывать. «Чтец» закладывает в читателя мысли о справедливости в этом мире, о той ответственности, преследующей нас с ножом в руке, ждущей любой нашей оплошности. Ей абсолютно наплевать на то, по кисти, или по локти твои руки обмазаны кровью. Она обязательно настигнет нас, несмотря на степень участия в грязном деле.

o-r.jpg

3. Перехожу к центральной теме романа, самой интересной с психологичной точки зрения проблеме. Автор, прежде всего, подчеркивает важность некоторых событий в нашей жизни, даже таких неординарных, как в «Чтеце». Скорее всего, поэтому в нем так много раздумий Михаэля о том знаковом для него лете. Встречайте пузырек меланхолии от Бернхарда Шлинка! Один глоток, и вы отправитесь в свободное плавание по жизни нашего героя и будете постоянно с новой силой каждой клеточкой своего тела впитывать холодные воды утекающих лет, горечь утерянных дней, забытых эпизодов, невысказанных слов. Ханна Шмиц и Михаэль Берг сыграли важные роли в судьбах друг друга, подобно учителям, выведшим своих подопечных на новый уровень. Да, именно так! Бывает сложно разглядеть через навязанную плоть и физическое влечение что-либо духовное, но здесь воспитательные мотивы явно присутствуют. Для парниши Ханна стала первой женщиной во всех смыслах этого слова и вместе с этим – проводницей во взрослый мир. До встречи с ней он ничего особо из себя не представлял: живал-поживал в консервативной многодетной семье, особо не контактировал со сверстниками и выглядел довольно жалко. Болезнь, желтуха, стала разграничивающей чертой между детством и обретением зрелости, подходом ко взрослой жизни. Авторы часто прибегают к подобному приему, когда на героя нападает недуг, своеобразная метка того, что в его душе проходят изменения. И примечательная женщина, как никто другой, подходит на роль того, кто способен всполошить сердце и разум.

Если сравнивать пути обретения зрелости обоих персонажей, то дорога Ханны Шмиц окажется в разы длиннее и сложнее, поэтому для меня любительница чтения вслух стала центральным больным местом романа, эпицентром бури, так скажем. Понятное дело, в физическом плане подковывать ее не надо, остается разбираться только в ее внутреннем мире. Превосходную подсказку изначально оставил сам автор: «Неграмотность – это духовное несовершеннолетие». Доказательств этому уйма: героиня боится брать на себя малейшую ответственность, боится оказаться не в своей тарелке и даже не находит в себе сил сесть на свою благословенную пятую точку и, наконец-таки, научиться самой читать и писать. Если бы пятилетнего ребенка поместили бы в тело женщины тридцати с хвостиком лет, то вышла бы Ханна Шмиц собственной персоной. Хотя с возрастом ребенка слегка погорячилась, надо было меньше брать... Тут даже дело не в отсутствии бешеного желания сходу всему научиться, согласна, бывают проблемы или страхи, которые тянутся с детства и просто так не устраняются. Не зря Бернхард Шлинк обделяет свою героиню семьей, не дает ни единой крупицы информации о ее происхождении, и это - громадный пробел, всепоглощающее белое пятно на фоне благополучной, вычищенной до блеска, семьи Бергов. Но, ладно бы только это. Ее незрелость с наибольшей четкостью выступает во время судебного процесса, когда та, как будто вообще не осознает, что лежит на кону. Алле! Пожизненное заключение! Растерянность малого ребенка, ей богу, которому вовремя не рассказали про сырую кутузку и грозного судью, этакого Джека-Потрошителя на пенсии. Опять, скажете, загоны по поводу неграмотности? А тут, увольте... видимо, моим мозговым креветкам не понять этого явления. Как видно, героиня иногда вводила меня в ступор своими выходками, и это – чистая правда. Поведение очень спорное и требует обсуждения в большой компании.

4.Также для меня «Чтец» - роман о непонимании в отношениях между мужчиной и женщиной. И, пускай даме будет за тридцать, а джентльмену – пятнадцать, так тоже сойдет! Ссоры этих двух людей, а еще и попытка Михаэля отодвинуть женщину на второй план, скрыть ее от себя мысленными баррикадами уже ближе к ее освобождению из тюрьмы, угасание Ханны, так хорошо показанное в фильме, говорит о последствиях постоянных умалчиваний проблем. А как бы быстро закончился роман, если бы герои открылись друг другу сразу? Вроде бы оба чувствуют, что нужны друг другу для заполнения какой-то бреши, пустоты в душе, но оба не хотят ускорить процесс распознавания больного места, той области, где не достает нужной детальки.

Меня заставила растрогаться концовка истории, особенно при просмотре экранизации, так как именно ближе к финалу весь смысл романа достигает апогея. Так пиротехника долетает до определенной, максимальной точки в небе и взрывается, рассыпаясь на миллиарды цветных огней. То, как уже подросший Михаэль помогает Ханне обрести себя заслуживает уважение к его персоне и крайнего умиления. Снова показывается волшебная сила книг и их способность целебно воздействовать на умы читателей. Трагичный момент под конец заставил понервничать, взгрустнуть и вновь углубиться в прошлое персонажей, ставшими мне родными. Та участь, что Ханна себе уготовила, предположу, связана с окончательным прозрением, осознанием утерянной жизни, отпущенной просто так своими собственными руками. Конец вполне оправдан, ведь героиня и так сполна настрадалась и наделала ошибок. Не каждая сможет и дальше жить с подобным грузом.

Экранизация с Кейт Уинслет в главной роли вышла шедевральной, нет слов! Бывает такое, что адаптации книг смотреть абсолютно не интересно, будто одновременно следишь пальчиком по страницам первоисточника, следишь за каждым движением актеров, даже за шевелением их губ, ждешь той или иной сцены с неприятным нетерпением. А тут, на удивление, аккуратно и профессионально преподнесли историю, наполнив ее маленькими, недостающими в книге, элементами, среди которых: показ сочных эмоций, шикарный монтаж, лиричная музыка, городские пейзажи, отображающие душу истории, создание четких временных рамок через указание годов (почему-то, после прочтения романа казалось, что герои встретились ДО войны, хотя это не так). Многое, за имением богатой фантазии, возможно додумать самой, но, согласитесь, для повторного ознакомления с сюжетом неплохо в копилку приобрести качественную зрительную копию с дополнениями.

Долго не могла для себя определить, какую оценку выставлять роману: высшую или на полбалла ниже. Решила, все-таки, остановиться на первой, так как история на самом деле многослойная и животрепещущая, причем, через книжный вариант и фильм она просматривается практически с одинаковой четкостью и интересом. Книга может показаться сухой, но по итогу, мыслей... хоть лопатами сгребай. Мне даже одних лопат оказалось мало. Для дальнейшего продолжения знакомства с Бернхардом Шлинком я выбрала сборник рассказов «Цвета расставаний». Уж больно давно мне не попадались рассказы, а из под пера недавно полюбившегося автора они точно должны вызвать эйфорию! Этот год неожиданно радует книжными открытиями!