Больше рецензий

SeverianX

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июля 2022 г. 19:40

436

4 Три сценария конца света

Поначалу я довольно скептически отнесся к данной книге. Ну не верилось мне, что блоггер-миллионник с преимущественно юмористическим контентом мог написать действительно стоящую фантастику. Однако мои опасения не подтвердились, а Макс Максимов смог меня приятно удивить.

«Апокалипсис³» представляет собой сборник из трех повестей, посвященных теме конца света. Всегда любил жанр постапокалипсиса. В своём произведении автор довольно далеко уходит от канонов современного постапа с постоянными перестрелками и поиском провианта. Здесь мы видим скорее философский взгляд на проблемы человечности и гуманности, рассматриваемые в разных декорациях и под разными углами.

Первая повесть «Вход в рай» рассказывает нам об околобиблейском варианте конца света. Основной герой, Антон, в одиночку воспитывает девочку-инвалида Еву. На зарплату медработника это было сделать проблематично, поэтому работает Антон киллером. На всё это он идёт ради дочери, т.к. понимает, что совсем скоро умрет от неизлечимой болезни. Перед нами мир недалекого будущего, и вместо социальных работников за Евой ухаживает робот. Но этот робот ломается, и чуть позже Антон обнаруживает робота Сашу, который вдруг осознал себя и обрел разум. Сашу берут в семью, и он становится настоящим другом для Евы. Через несколько недель происходит загадочное событие, и все люди на Земле становятся бессмертными. Их невозможно убить, все раны заживают мгновенно, все биологические потребности исчезают. Таким образом Ева выздоравливает и наконец-то может ходить. Счастье длилось недолго, т.к. Антона арестовывают за многочисленные убийства. Ева остаётся на попечении Саши. В это время на улицах появляются загадочные крылатые твари, а голос в голове каждого жителя Земли говорит о том, что грядет Страшный Суд.

Хотелось бы отметить исключительную кинематографичность повести. Здесь мы увидим отсылки ко многим культовым произведениям и кинофильмам. Проблем во «Входе в рай» поднято довольно много, и автор довольно быстро перескакивает с одной на другую. Это не недостаток, а скорее особенность повести. Немного нереалистичными мне показались размышления Евы, похожие больше на мысли взрослого человека. Присутствует здесь и вторая сюжетная линия, повествующая о еретике, которого везут на казнь. Что объединяет эти линии? В этом и состоит основной неожиданный поворот повести, а финал заставляет меня закрыть глаза на все незначительные недочеты.

Вторая повесть «Укрытие» повествует нам о мире, где насекомые стали гигантскими. Уровень кислорода в атмосфере рос, а насекомые постепенно росли. Немногочисленным выжившим людям приходится скрываться в бункерах под землёй. Чтобы хоть как-то выживать людям приходится выходить на поверхность и охотиться на более или менее безобидных насекомых. Во время одной из вылазок мы и знакомимся с главными героями: охотником Петром и программистом Валентином (ситуация настолько критична, что уже и мирные жители вынуждены выходить на охоту). Между мужчинами постепенно завязываются доверительные отношения, и Валентин рассказывает, чем же он занимается в своём отделе. Оказывается, жители бункера перепробовали уже все доступные способы борьбы с насекомыми, но так ничего и не добились. Сейчас же они работают над созданием симуляции, в которой люди были бы помещены в такие же условия, но время так идет намного быстрее. Таким образом появляется возможность наблюдать за тем, как люди в симуляции разберутся с насекомыми. Все резко меняется, когда люди в компьютере создают точно такую же симуляцию с ускоренным временем, а в этой симуляции ещё одну и так до бесконечности.

События во второй повести идут более медленно, чем в первой. Зато мы лучше успеваем познакомиться с окружающим миром и персонажами. Главные герои поначалу могут показаться похожими на определённые архетипы, но это впечатление ложное. Они живые и не картонные. Вторая линия здесь также присутствует, но времени ей уделено гораздо меньше, и «вау-эффекта» она не вызывает. Финал получился неклишированным и довольно неожиданным.

Третья повесть «Когда идёт снег» понравилась мне несколько меньше предыдущих. В результате ядерной войны наступило глобальное похолодание. Остатки выжившего человечества выживают в жутких условиях. Нередок даже каннибализм. Два человека, Корней и Старик, сквозь заснеженную тайгу идут на север в надежде, что там теплее. Атмосфера безнадёжности и обреченности не покидает их ни на минуту. Чем-то мне это напомнило роман Кормака Маккарти «Дорога». Вторая сюжетная линия здесь достаточно большая и значимая. Мы видим, как к человеку, прибитому к кресту, приходит чёрный человек. Они ведут дискуссии о сути добра, зла и природе человека. При этом им постоянно пытаются мешать то римские легионеры, то попрошайки, желающие счастья задаром. Обладая практически безграничной силой, черный человек изощренно расправляется с ними. Как эти две линии связаны? Ответ по-настоящему неожиданный.

Каждое произведение автор старается снабдить «вау-эффектом», и в данном случае это вполне уместно. Что же касается логики повествования, описания мира и персонажей, то здесь нареканий практически нет. Смутила разве что девочка Ева, идущая в полном спокойствии по колено в крови и ошметках тел. Язык автора довольно прост, но в то же время приятно читается. В нём нет перегруженности и вымученной витиеватости, чем грешат многие начинающие писатели.

Итог: «Апокалипсис³» получился довольно ярким дебютом. Шедевром назвать сборник повестей довольно сложно, а вот плотным середнячком – запросто. Ещё раз убедился, что нельзя не читая роман, пытаться оценить его. В принципе, могу рекомендовать к прочтению, как книгу, в которой достаточно простым слогом поднимаются интересные вопросы.