Больше рецензий

12 июля 2022 г. 07:55

86

4

Книга об удивительной женщине, очень много пережившей и обладавшей огромной силой духа. Банальные слова, но так оно и есть.
Хотя на обложке написано "Холокост", для меня это прежде всего история о музыканте. Именно страсть к музыке помогла ей вернуться к полноценной жизни.

Зузана Ружичкова стала клавесинисткой, когда ещё не было моды на музыку барокко. Сейчас её исполнение считается устаревшим, но тогда она была одной из немногих. Она не просто пропустила 4 года занятий на инструменте, но вышла из глубокого минуса после лагерей, сумев восстановить руки, огрубевшие от тяжёлой работы, физическое здоровье и психику. Профессор сказал её матери: "Смиритесь. Она будет играть мужу после обеда". Через несколько лет Зузана припомнила ему эти слова, когда они уже стали коллегами. Она добилась международного успеха, впервые записала все произведения Баха, написанные для клавесина.

Читая о жизни Ружичковой в послевоенной Чехословакии, я вспоминала мемуары Галины Вишневской и Майи Плисецкой. Государство давало возможность гастролировать, но забирало основную часть гонораров. Ружичковой не разрешалось находиться за границей одновременно с мужем, известным композитором. Отношение к коммунистическому режиму было отрицательным, но русофобии в её книге нет.

Наиболее тяжёлые страницы посвящены военному времени. Зузана прошла через три лагеря и чудом выжила. Ружичкова много пишет о том, что помогало, - возможность быть рядом с матерью, поддержка других заключённых, стремление к знаниям, музыка. И само название "Сто чудес" говорит о том хорошем, что сделали для неё близкие и незнакомые люди, и эти их поступки стали решающими в судьбе Ружичковой.

Одним из таких чудес стала история о Сарабанде из Английской сюиты Баха. Я даже подумала, что она придумана, но, похоже, всё было на самом деле. Этот танец Зузана захотела сыграть на своём последнем уроке фортепиано. Листок с нотами она взяла с собой, когда их вывозили из гетто. Она уронила его, когда садилась в грузовик. Когда мать услышала крик дочери, она подала ей этот листок. И тут заключённые втащили её к себе в кузов вместе с нотами, и мать с дочерью не были разлучены, что спасло жизнь обеим.

Эта книга - не литературный шедевр, но документ эпохи. Есть вопросы к тому, как она написана, насколько оправданы скачки во времени. Возможно, она будет интересна не всем, но я восхищаюсь пани Зузаной, маленькой стойкой женщиной, хрупкой и сильной одновременно.