Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

11 июля 2022 г. 09:07

968

5 Не могу молчать

Неужели это правда? Неужели можно так издеваться над человеком?

Хоть бы один день прожить без страха смерти!

Раньше я никогда не представляла себе смысла этого слова. Да и «фашизм», «война», «оккупация» казались только словами в учебнике истории.
И теперь, наверно, люди других городов и стран, где нет войны и фашизма, тоже не понимают, не представляют себе настоящего смысла этих слов. Поэтому надо записывать в дневник все, что здесь творится. Если останусь жива, сама расскажу, если нет — другие прочтут. Но пусть знают! Обязательно!

В этой книге приведены дневниковые записи с 1941 по 1945 годы, описывающие события в Вильнюсе после начала войны, образование еврейского гетто, массовые уничтожения людей и угон уцелевших в концлагеря. Автор данного произведения - молодая девушка, начавшая вести дневник еще в подростковом возрасте, не только усердно записывала происходившие события, но и, рискуя своей жизнью и даже благополучием близких, прятала эти записи, продолжая свои заметки даже в лагерях смерти, а когда не было возможности записывать, заучивала наизусть хронику событий. Столь важным было для нее рассказать о том, что происходило в те страшные годы, оставить память не только о зверствах фашистов и их приспешников, но и о погибших людях, чья мирная жизнь так внезапно оборвалась. Как ни странно это сознавать в наше время, после войны многие люди совсем ничего не знали о происходящих в гетто и лагерях жестокостях, о преступлениях, которые там совершались. Как раз благодаря таким книгам, как эта, до нас дошла информация, что из себя представлял немецкий плен для евреев и каким образом удалось единичным счастливчикам выжить.

Воздавая должное писательнице, все же нельзя не отметить, что очень сложно подобрать слова для данной рецензии. Столько бесчеловечных приказов, садистских выходок описано в этом небольшом произведении, что их сложно как-то комментировать, а читая текст, читатель вынужден делать паузы, давая себе передышку. При этом, будучи очевидцем данных событий, автор вовсе не давит на жалось, нет тут смакования подробностей, весьма «буднично» упоминает девушка расстрелы, прощание с отправляющимися на смерть, постоянные издевательства надсмотрщиков.

Подводя итог, это не та книга, которую можно рекомендовать для удовольствия читателей. Скорее чтение подобной литературы напоминает возложение цветов к памятнику погибшим, преклонение перед гибелью столь многих невинных людей.

Цитаты

Наконец — школа. В ней беспорядок, грязь. На лестнице мне преграждает путь девятиклассник Каукорюс.
— Чего пришла! Марш отсюда!
Прошу, чтобы пропустил. Но он срывает у меня с головы форменную шапочку.
— Вон! И не смерди тут в нашей школе!

В Шнипишках был погром. Бандиты зажгли костер, пригнали раввина и еще несколько бородатых стариков, приказали им собственноручно бросить в огонь Пятикнижие, которое вытащили из синагоги Заставили стариков раздеться и, взявшись за руки плясать вокруг костра и петь «Катюшу». Затем им палили и выщипывали бороды, избивали и снова заставляли плясать.

Фашисты снова ходят по еврейским квартирам. Иногда одни, иногда "законности ради" пригоняют и дворников. Описывают мебель. Уходя, строго предупреждают, чтобы все стояло на месте, нельзя ни вывозить, ни продавать. Если исчезнет хоть один стул, расстреляют всю семью.
Но если где-нибудь видят особенно красивую мебель, то вывозят, даже не описав. Грабители!

Я стою на кухне у окна и плачу: страшно подумать, что завтра надо будет умереть. Еще так недавно училась, бегала по коридорам, отвечала уроки, и вдруг — умереть! А я не хочу! Ведь еще так мало жила!.. И ни с кем не попрощалась.

Опять ввели другие знаки. Та же звезда, но уже не на повязке, а на квадрате из белого материала, который должен быть пришит к верхней одежде, спереди и сзади.
Можно подумать, что какой-то фашист не хочет идти на фронт и своими бесконечными выдумками старается доказать, что он и здесь очень нужен.

Квартирный отдел имеет ремонтные бригады, которые изредка белят комнаты. Но такое счастье, к сожалению, выпадает только на долю полицейских и других привилегированных.

Хочется плакать, выть, кусаться, кричать: ведь вчера, еще только вчера под этой одеждой бились сердца, дышали теплые тела! Еще вчера это были люди! А сегодня их уже нет! Убили! Вы слышите — убили!

А сегодня утром один геттовский полицейский из охраны ворот задержал парня, пытавшегося внести в гетто оружие. Парень просил отпустить его, объяснял, что это оружие для борьбы с гитлеровцами. Уверял, что в этой борьбе должны быть заинтересованы все: ведь в конце концов гитлеровцы и геттовскую полицию не пощадят. Но полицейский ничего не хотел слушать. Он стал кричать, что из-за таких вот горячих голов может пострадать все гетто. А если жить спокойно, работать и не сопротивляться, немцы, дескать, ничего плохого не сделают. "А с револьвером против автоматов и танков все равно не пойдешь. За этот револьвер могут истребить все гетто…"

Вдруг со стороны бараков послышались дикие вопли женщин, крики о помощи. Они тоже горят! И дети, маленькие дети!!! Гаснущее сознание живых пронзает ужас…
Проваливается крыша, падают стены. Горит большой костер из людей и бревен…

"Вы живете не для того, чтобы работать, а работаете для того, чтобы жить".

Мне в последнее время все чаще и чаще кажется, что больше не выдержу — разорвется сердце. Но оно не разрывается, боль притупляется, и снова все по-старому — встаю, ложусь, иду по свистку…

Из кухни приносят два ведра теплой воды и выливают им на головы. Бедняги дрожат, стучат зубами, трут на себе белье, от которого идет пар, но напрасно — солдаты несут еще два ведра теплой воды. Их снова выливают несчастным на головы. Они начинают прыгать, а солдат и унтершарфюрера это только смешит.
Экзекуция повторяется каждые двадцать минут. Оба еле держатся на ногах. Они уже не похожи на людей — лысая голова старшего покрылась тоненькой коркой льда, а у младшего волосы, которые он, страдая, рвет и ерошит, торчат смерзшимися сосульками. Белье совсем заледенело, а ноги мертвенно белы. Охранники катаются со смеху. Радуются этому рождественскому «развлечению». Каждый советует, как лить воду. "В штаны!" — кричит один. "Голову окуни!" — орет другой.

После проверки Ганс велел перестроиться, чтобы между рядами оставался метровый промежуток. Затем приказал присесть на корточки и прыгать Сначала мы не поняли, чего он от нас хочет, но Ганс так заорал, что, даже не поняв его, мы стали прыгать.
Не удерживаюсь на ногах. Еле дышу. А Ганс носится между рядами, стегает плеткой и кричит, чтобы мы не симулировали. Только приседать нельзя, надо прыгать, прыгать, как лягушки.

Уже знаем, за что нас позавчера заставили прыгать — кто-то сообщает гитлеровцам о наших "бунтарских разговорах".

Отобранных выстроили перед нами. Маша тоже стоит среди них. Шеф произносит речь. Мол, виноваты мы сами. Он нас предупреждал: здесь все отвечают за одного. Нам вообще не следовало бы убегать. Ведь работой, крышей и едой мы обеспечены. Надо только хорошо работать, и мы могли бы жить. А за попытку бежать — смертная казнь. Не только тем, которых все равно поймают, но и нам.

Значит, фашисты не хотят, чтобы посторонние люди видели, как они прививают свою «культуру». Стараются, чтобы их, создателей "новой Европы", считали великодушными рыцарями, культурными освободителями, боятся показать свои черные дела. А я нарочно покажу! Мне совсем не стыдно ходить с голой головой. Пусть все видят, что фашисты вытворяют!

Приходил охранник. Взял десять женщин, спросил, умеют ли они доить коров. Все, конечно, поспешили заверить, что умеют.

Объяснив, выдал нам всю нашу недельную норму: буханочку хлеба и четверть пачки маргарина. Хозяин предупредил, что этого должно хватить до следующей пятницы; больше хлеба мы не получим, такая наша норма. В кухне по утрам будем получать кофе, а к обеду — суп. На ужин, если смогут, дадут картошки. Но не каждый вечер. В кухню имеет право входить только одна, она будет получать на всех четверых.

Хозяин едет верхом на лошади, а мы тащимся сзади пешком. Оказывается, мы здесь не одни. Есть украинец Иван с женой и тремя детьми (их оккупанты вывезли перед отступлением), французский военнопленный и полька Зося (эта наивная девушка поверила в обещанный гитлеровцами рай в Германии и добровольно завербовалась на работу; теперь она убивается, плачет, но назад ее, конечно, не пускают).



свернуть

картинка Tin-tinka

Комментарии


Прочитала цитаты... страшно.
Всегда не могла понять издевательств над себе подобным.


Очень страшно, вот так кучка садистов получает власть и творит ужасное:(


Не могу молчать

Чувствуется влияние Толстого. )



Столько бесчеловечных приказов, садистских выходок описано в этом небольшом произведении

Сразу пришла на ум цитата Теннесси Уильямса из моего последнего отзыва: «Преднамеренная жестокость, по-моему, - единственный грех, которому нет никаких оправданий» («Трамвай "Желание"»).


Насчёт Толстого -точно,я как раз увидела его статью и надо обязательно будет прочесть, сейчас только эту тему закончу.

Преднамеренная жестокость очень расплывчатое понятие, ведь когда человек специально оскорбляет другого это тоже жестокость или увольнение сотрудника без выходного пособия. Но такой садизм, убийства массовые - это не укладывается в голове,словно люди из психушки сбежали,а выдают себя за нормальных:( Насколько должна быть нарушена всякая эмпатия, чтобы так безжалостно относится к себе подобным, к женщинам, детям:(


Невероятно. Хорошо, что есть такие книги, плохо, что они ничему не учат. Бомбы сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Бомбы на города сбрасывали с момента их изобретения и продолжают сбрасывать. Вообще люди, которые отдают приказы убивать себе подобных, и исполняют эти приказы, это какой-то особый вид людей. Психопаты вообще без эмпатии. Нелюди.


Психопаты вообще без эмпатии.

Да, и не только психопаты. Ещё, например, социопаты, нарциссы и т.д.


Насколько должна быть нарушена всякая эмпатия, чтобы так безжалостно относится к себе подобным, к женщинам, детям:(

Кстати, отсутствие эмпатии – один из важнейших диагностических критериев нарциссического расстройства личности, а также, например, антисоциального расстройства (психопаты, социопаты). А садистов много среди представителей тёмной триады (нарциссизм + психопатия + макиавеллизм), которую ещё называют бессердечно-манипулятивной. И такие персонажи как раз стремятся работать в тех местах, где легко можно проявлять свои наклонности.


Да, 100%.


автор вовсе не давит на жалось, нет тут смакования подробностей, весьма «буднично» упоминает девушка расстрелы, прощание с отправляющимися на смерть, постоянные издевательства надсмотрщиков.

как в "искре жизни" ?


Я Искру не читала, но мне кажется, что Ремарк не из тех писателей, которые давят на жалость. Это скорее свойство современной литературы:( Люди, которые пережили потрясения в жизни, наверное могут верный тон в книгах держать,не пережимая. А может просто изменились писательские "приемы", многие современные авторы пишут как под копирку, ощущение, что прошли курс "как написать бестселлер', я по крайней мере не могу воспринимать такую литературу


Да, Ремарк демонстративно не давит на жалость. :)



многие современные авторы пишут как под копирку, ощущение, что прошли курс "как написать бестселлер',

ты читала крохотный рассказ двадцатилетнего Чехова "Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?" :) Прочти (одна страница всего). Детали немного поменялись за 140 лет, но не суть