Больше рецензий

9 июля 2022 г. 11:31

251

4

Главный герой - Алекс Бенедикт - живет размеренной жизнью, торгует помаленьку антиквариатом, но в один непрекрасный день погибает его дядя Габриэль (Гейб). Точнее, не то, чтоб совсем погибает - просто корабль, на котором он летел не выходит из гиперпространства. То ли звездолет погиб, то ли его выбросило неизвестно куда, то ли он переместился во времени. Короче, спустя положенное время Алекс летит на планету, где жил дядя и вступает в права наследства.
При этом, дядюшкино поместье оказывается взломанным и ограбленным, а искин, управлявший хозяйством безвозвратно обнулен. Детектив? Да. Но главная тайна не в том, кто грабитель, а в том, чем занимался Гейб и куда он летел, когда пропал. Надо сказать, что дядя - археолог без образования, страстный и успешный любитель древностей (именно по его стопам Алекс стал торговать антиквариатом). Последнее, чем Гейб интересовался была одна из самых героических и неясных страниц войны с ашиурами - инопланетянами-телепатами.
Естественно, Алекс оказывается втянут в разгадку этой тайны. Тут хотелось бы написать "и всё заверте...", но нет. Примерно две трети книги идет долгий, нудный и кропотливый сбор фактов, документов, перелеты с планеты на планету, беседы и рефлексии. Причем, это даже скучнее, чем в обычных детективах и намного скучнее, чем можно ожидать от фантастического детектива. Но потом, как и положено медлительному поначалу паровозу, действие разгоняется и последняя треть романа окупает всё.
Если бы я прочитал книгу годом ранее, я поставил бы оценку 7/10 или даже 6/10. Даже несмотря на то, что автор умен, эрудирован, явно разбирается в искусстве и вообще молодец. Но сейчас... У автора много рассуждений о войнах, их причинах, восприятии, последствиях. И это настолько метко и злободневно, что поднимает текст на новый уровень. Судите сами:



Основной областью его интересов был процесс втягивания не желающих того властей в конфликты. Его тезис заключается в том, что потенциальные противники исполняют нечто вроде дипломатического танца с саблями. Фаза военного танца создает психологический настрой, гарантирующий в конечном итоге вооруженное столкновение, потому что имеет тенденцию придавать событиям ускорение. По его мнению, это особенно характерно для демократий. Однажды начатый процесс не так-то легко остановить, а когда прольется кровь, вернуться назад почти невозможно. Первоначальные амбиции и цели потеряны, каждая из сторон начинает верить собственной пропаганде, экономика становится зависимой от вражеского окружения, а политические карьеры строятся вокруг общей опасности. Цикл создания войны замыкается и не останавливается, пока не выдохнется одна из сторон.
Если у обеих сторон не появятся лидеры, принимающие ситуацию такой, какова она есть, обладающие достаточно сильным характером и поддержкой изнутри, тогда нет иного решения, кроме военного. К несчастью, политические системы редко порождают политиков-создателей и уж тем более не способны провести в жизнь стратегию выхода из такой ситуации. Шансы на то, что в момент кризиса появятся сразу две такие личности, мягко выражаясь, крайне малы.

Резюме: читать книгу как развлекательную фантастику или детектив будет скучно, правильнее воспринимать ее как интеллектуальную прозу в фантастическом антураже. Как боллитра роман очень даже неплох.