Больше рецензий

9 июля 2022 г. 07:20

282

5

А. Макаренко "Педагогическая поэма".
Читать с аппетитом можно тому, кому погружение в эпоху 20-х годов интересно. Перед глазами проплывают люди той поры, допры, соцсовкомы, завгубнаробразом. Читать невероятно тягостно будет тем, кто не привык к наименованиям тех далёких лет.
"Кража" Астафьева, "Марш 30- х годов" Макаренко, "Республика ШКИД" Белых и Пантелеева- всё о том, о чём и "Педагогическая поэма".
Страна переполнена беспризорниками. Выход-дома для них. Макаренко Антон Семёнович на личном опыте заведующего колонией рассказывает в книге об этом. Нищета строящегося дома, вши и хамство воспитанников- через всё проходит писатель и педагогический состав. Нежелание работать, циничное отношение к людям и труду, кражи характеризуют колонистов, не привыкших к морали и порядку. Разными путями они попали туда.
Задоров из интеллигентной семьи. Он первый осознаёт, что, будучи колонистом, надо уметь и подчиниться, жить по единым для всех нормам. "Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…,"-говорит он Макаренко, осознав, что уклонение от правил вредит. Преподаватель впервые в своей жизни был вынужден физически наказать воспитанника, не выдержав его безудержного поведения. Антон Семёнович переживает. Он превысил полномочия, перешагнулнедозволенное, делится об этом с Калиной Ивановичем. Макаренко волнует не то, что колонист мог бы пожаловаться, а сам проступок. Такое было не раз. Подобные всплески праведного гнева Макаренко не удавалось удержать. Конечно, это было редко. Но несколько историй своего "педагогического падения" он рассказывает. В такие моменты он и стул мог кинуть, не сдержавшись наглого вызывающего поведения хама-колониста. Глава колонии сильнейше переживал такие срывы, винил себя. Он раз за разом пытался постичь "тайну", как же исправить поведение детей: "Уже у многих колонистов по-новому поблёскивали глаза… и вдруг всё так безобразно сорвалось. Неужели всё начинать сначала?"
"Морально дефективные", то есть колонисты, как официально они значились, были никому не нужны. Заведующий изматывал ведомства своим посещением, добиваясь то муки, то одежды. "Умопомрачительная нищета",- говорит Антон Семёнович о колонии. Все: колонисты, учителя- ели один "кондёр". За каждый грамм еды приходилось обивать пороги учреждений днями. Сами добывали пропитание. История с Таранцем в этом показательна. Этот колонист постепенно понимает, что добыча рыбы не может быть единоличным преимуществом. Это становится общим делом. Рыба уже не кладётся в брюхо конкретному колонисту, а сдаётся на кухню.
Бурун, прошедший общее собрание из-за воровства, стал примером того, что колонисты поняли: если воруешь, то воруешь у себя же. Эти, по сути,дети, бывшие воры, беспризорники, вовсе не знают слов "коллектив", "коллективное", "общее дело". Для них главным в жизни было единоличное начало. Но жизнь изменилась. В колонии, как говорит Бурчун, "учат", есть кров, друзья. Постепенно новые понятия становятся дороги этим подросткам. Антона Семёновича уважают, с гордостью именуют "Антоном".
Коллектив спаявался общим делом. Даже "дела государственной важности" появились: спасение от порубки леса. "Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона...". Макаренко откровенно признает, что решения приходили мгновенно, с появлением того или иного события. Это всё было "роднением" всех находящихся в колонии имени Горького. "Бедность, доведённая до последних пределов, вши и отмороженные ноги не мешали нам мечтать о лучшем будущем".
Страна сама настолько нища, что помогать всем не может. Но огрехи, которыми славилось то время, огромны. О них столько сказано! Разного рода ведомства, учреждения, отделы, подотделы, секции распространились. В "Прозаседавшихся" Маяковский осмеял эту госсистему, кормушку и машину. Люди выстаивали очереди, рыдали, часто получали "Отказать". Тот же путь прошел Калина Иванович, ожидая решения по получении бака для устройства бани колонии. Но и он получил отказ, несмотря на то, что бак бесхозный.
Проволочки в ведомствах, неразбериха в решении вопросов, брошенность детей, неправильные диагнозы, недостаток средств и т.п- всё это зарождение советской власти. Но, хочешь-не хочешь, люди преодолевали. Антон Семёнович, Калина Иванович и учителя школы все шли к доброй цели, добиваясь цивилизованных условий для зашивленных, голодных, нищих, без семейного тепла детей. Душевные муки Антона Семёновича и других кто оценит? "Каждый день моей тогдашней жизни обязательно вмещал в себя и веру, и радость, и отчаяние".
Знание "до песка на зубах" жизни бродяжнической так воспитало мальчишек колонии, что книги, грамота были для них не важны. Благодаря усилиям педсостава, они приобщаются к культуре. Узнают о Короленко, Мельникове-Печерском и других. Любовь их к Максиму Горькому была так огромна, что они сами приняли решение назвать колонию его именем. Судьба известного писателя сильно задела колонистов не случайно: в ней они прочли и свои жизненные дороги. Восхитились. "Детство" и "В людях" Горького стали их любимыми произведениями.
Сколько интересного и важного открывается с книгой. Узнаём о быте советской эпохи. Но самое главное, это, действительно, педагогическая книга. Макаренко пишет о трудностях поиска подхода к "дефективным" молодым людям, названных так в то время.
История с Куряжем ясно доказывает, что из воспитанников колонии имени Горького выходили славные, патриотично настроенные люди. Слова Калины Ивановича к самим колонистам о долге перед страной каждого, теми, кто остался без крова, ещё больше сплачивает колонистов, которые берут оставшихся почти 300 человек под свою опеку. Трудности будут, они это знают. Но ведь и сами они прошли этот путь, создали свою колонию, справятся и тут. Буквально сразу горьковцы доказали, что впитали в себя воспитание, вложенное в них трудом Макаренко и коллективом педагогов. Колонисты взяли в руки куряжан, ввели их в свои ряды. Как есть не руками, ложками, что надо не плевать, не сорить, работать, где скажут- так начали они свою учёбу новых колонистов, и достигли результата.
Педколлектив тернистым путём смог находить подходы как к каждому (пусть и выгоняя в итоге кого-то из колонии), так и ко всем. Выработанные в колонии имени Горького методы вошли в историю педагогики, стали значимыми во многих странах мира. Система Макаренко была подкреплена конкретными именами, воспитанниками колонии. История с Приходько, грабившего селян, как пример. Колонисты объединились, чтобы наказать его за самовольство. Лишь Макаренко спас Приходько от самоуправства. Но этот пример коллективизма, чувства плеча показателен. Тут же как не вспомнить, что колонисты так переживали за директора, что бежали за ним, боясь, что тот застрелится. Не любовь ли это "дефективных" подростков?
Колония выработала новую педагогическую систему сводных отрядов. В ней любой мог пройти путь рабочий и организаторский. Командир постоянного отряда в течение недели был простым рабочим в подчинении своего же члена отряда. Командиры в колонии не имели никаких привилегий. Тут и Жорка показателен. Он, став командиром сводного отряда, перевоспитался от лени сам, и напарника перекроил. Жорке сразу доверили управление ленивым отрядом.
Антон Семёнович и его педколлектив шли, не ведая, как поступать с бывшими уголовниками. В процессе они поняли, что точно не надо говорить о прошлом ребят, тыкать им их преступлениями, читать личные дела, их допросы. Колонисты поняли, что их ни в чём не упрекают, сами переставали об этом говорить, не ходили нахохлившись на учителей. В общей атмосфере постепенно рос дух коллективизма, где труд, стремление к комсомольским делам возрастали.
Театр в колонии стал и спаивающим элементом, и воспитывал каждого колониста в отдельности. В театре каждый мог побыть в личине актера. Образовались те, кто отлично исполнял те или иные роли, кто замечательно ведал бутафорией, кто делал наряды, кто рисовал. Таким образом, колония готовила человека, способного и что-то убрать, и стол соорудить, и за лошадью ухаживать, и на сцене играть. При этом человек рос в коллективе, организуя свою жизнь согласно этому.
В этой пестроте событий Макаренко находит время, чтобы описывать природу. Он мастер этого: "золотые, золотисто-зелёные, золотисто-жёлтые, ходили кругом широкие волны, изредка подчёркнутые ярко-зелёными пятнами проса или поле рябенькой гречихи. А на этом золотом фоне с непостижимой правильностью были расставлены группы белоснежных хат, окружённые приземистыми бесформенными садиками..." Такая пестрота описаний у автора и полей, и деревень! Макаренко наслаждается красками, звуками природы. На фоне нищеты 20-х гг. царское великолепие пейзажа не блекнет.
Повесть, скорее, не просто художественное по форме произведение, а художественно-публицистическое, так как Макаренко умело говорит о достижениях, неудачах в педагогической, воспитывающей деятельности коллектива педагогов. Это не нотации заведующего коллектива, а доступный рассказ о прошлом, их опыте. В этом талантливом рассказе Макаренко не преувеличивает, не преуменьшает факты. Как же часто он ироничен ко всем героям и себе, то с болью, то с улыбкой смотрит на происходящее: "Они обивали пороги спонов и соцвосов, помдетов и комиссий, но больше всего любили такие места, где была надежда приобщиться к нашему строительству, минуя благодать педагогического воздействия. Последнее им не часто удавалось. Настойчивая и самоуверенная педагогическая братия не так легко выпускала из своих рук принадлежащие ей жертвы и вообще не представляла себе человеческую жизнь без предварительной соцвосовской обработки".
При внимательном чтении книг хорошему читателю сегодня не хватает комментариев, если их нет. А они нужны обширные, как о событиях, явлениях, людях того времени, специальностях и должностях, например: кто такие "граки", чем занимались отделы города, почему директор колонии мог отдать колонисту свидетельство об уходе из колонии, о действии судов и т.д. Ведь вместе с комментариями погружаешься в то время 20-х годов, Украину того времени. В свете сегодняшних дней это интересно, важно.
Экранизация повести 1955 года, где консультантом был сам Антон Семёнович, великолепна. На мой взгляд, герои подобраны настолько верно, что не отделимы от реальных. Калина Иванович, Задоров, сам Макаренко сходят с экрана. События и обстановка точно воссоздают ту эпоху.
Уже в процессе чтения, поняла, как много книга дала мне раздумий о тех тяжёлых годах зари Советского времени, как много перекличек с сегодняшними днями. Сколько сделано и недоделано в ту эпоху...
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Комментарии


У вас очень интересная рецензия, видно, что книга вам нравится, потому что мало кто пишет о конкретных персонажах, предпочитая общие слова.
Но в одном я с вами не соглашусь.
"хорошему читателю сегодня не хватает комментариев, если их нет". Знаете, читатели 60-х, 80-х и сегодняшние находились в одних и тех же условиях - они равно далеко от реалий 20-х.. Нынешним даже проще - у них интернет под рукой. Но внимательный читатель найдёт ответ, если ему интересно. А уж кто такие " граки", Макаренко даёт им исчерпывающую убийственную характеристику.


Спасибо Вам. Большое, приятно. Согласна, Инет под рукой. Я же имела в виду, что хочется в самой книге, в конце или тут же ( есть такие издания) напечатано подробно о слове, событии, историческом ли лице. Ещё раз спасибо.