Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

6 июля 2022 г. 07:32

531

4 биография сверхчеловека, который по-человечески конкретно жил и творил во всеобщем

во время чтения осознаешь, что происходит подмена понятий, поскольку в трактате речь идет больше про этику самоотверженности, про "я" как познание своего "я" и его отношение к миру, про декартовские методы познания, но никак не раскрытие человеческого эгоизма в том смысле, в котором мы привыкли его видеть. возникает вопрос: не от перевода ли это? обратимся к оригинальному названию: 'egoismus in der philosophie', немецким я не владею, но мои скудные лингвистические знания и небольшая смекалка подсказывают мне, что перевод корректен и что 'egoismus' можно и нужно перевести так, как это сделали переводчики: 'эгоизм'. однако это словно ни в какой мере не выражает той идеи, которую пытался донести до нас автор. все становится на свои места, когда обращаешься к ара гурзадяну, который во вступительной статье к изданию говорит о том, что:



"впоследствии штайнер отмечал, что статья в действительности должна быть озаглавлена "индивидуализм в философии".

однако дальше гурзадян пишет о связи эгоизма и индивидуализма, отмечая то, что "формирование индивидуальности и индивидуального сознания неизбежно связано с понятием эгоизма и диалектической борьбой с феноменом эгоизма".

проще говоря, одно без другого невозможно; и индивидуализм, и эгоизм приводят ко злу. но в том-то и дело, что это больше похоже на домысливание, а не на поиск подтекста, поскольку штайнер почти и не употребляет термин эгоизм, бегло говоря лишь об отношении человека к своему внутреннему миру, декларируя несколько иное.

но чтение этой статьи хорошо ещё и тем, что автор пишет довольно витиевато, быстро перескакивая некоторые аспекты, думая, что читателю это и так известно, а иные мысли и вовсе толкую несколько туманно, что позволяет читателю, несколько разбирающемуся в истории философии, проверить себя и упросить штайнеровские тезисы, например:



'христианское учение подобно туману застилает свет, из которого должно было бы исходить познание человеком собственного существа'.

что значит - на первое место в христианстве выдвигается бог, именно поэтому человек со своей рефлексией и направленностью взгляда на самого себя отходит на второй план.

лишь на самих последних страницах, говоря о ницшеановском сверхчеловеке, он пишет:



'человек, не желающий быть никем иным, кроме как самим собой, — чистый и абсолютный эгоист'.

эти слова, словно будоражащее саке, заставляют чувствовать, что статья будто бы не дописана и остановилась на самом интересном моменте или не дошла до наших дней, подобно древним письменам.