Больше рецензий

5 июля 2022 г. 13:37

1K

5

Первый раз книгу читала лет этак 40 назад. Помню, что она произвела на меня большое впечатление. Но вот с подробностями было плохо. Помнила, что была колония для беспризорников, что в ней было налажено образцовое хозяйство. И все. В юности внимание приковано к другим моментам. Сейчас хочется перечитать многие вещи, и «поэма» одна из них.

Антон Семенович Макаренко — личность, безусловно, уникальная. Это человек государственного масштаба. Объединить беспризорников в коллектив — это еще та задача. Мальчишкам в жизни досталось много, они побывали и в бандитских шайках, и в притонах, голодали, паршивели. Нормальная жизнь была им неведома. А тут объявился какой-то дядька и требует от них дисциплины. Причем дисциплины во всем: начиная с подъема, гигиены и до работы на свою пользу. Учеба проскальзывала, но без давления. Примечательно, что и на рабфак не все поначалу стремились. Это со временем пришло осознание, что образование в жизни играет немаловажную роль.

Теперь о времени и месте происходившего. На дворе 1920 год. Голод, голод,  еще раз голод. Украина переходит из рук одной банды в другие. Дети брошены и никого не интересуют. И вот Советская власть дает поручение Макаренко организовать под Полтавой на руинах монастыря колонию для беспризорных детей. И что, много ему помогали? Да нечем было. И выживали как могли. На этом фоне очень важно было организовать питание детей. И если в самом начале колония выпрашивала у кого-нибудь ту же муку, то спустя всего 3 года (!) могли сама себя полностью обеспечивать. Это сейчас нельзя привлекать детей к труду. Эксплуатация. А в то далекое время без этого было не выжить. Просто невообразимо, как 12–15 -летние пацаны, ничего не умеющие смогли построить свинарники и коровники. И не только заселить их скотом, но и образцово содержать. Вы только представьте у каждого станка инструкцию на животное! Не просто указание, а ежедневный дневник! Или поля. Из бурьяна сделали конфетку. Понятно, что Макаренко удалось привлечь к себе талантливого агронома ( в книге его фамилия Шере). Но без труда детей, одному ему было бы не справиться. А потом, по мере развития хозяйства, пришло желание расширения. Дети, как сейчас сказали бы, стали бизнесменами, хотели за свою работу получать денежное довольствие. И Макаренко был уверен, что это правильно.

Когда приходит идея, приходит и следствие. Так произошло и с горьковцами. Искали они себе новое место для приложения сил и нашли. Макаренко предложили заняться колонией под Харьковом, где содержались 280 малолеток. Вот именно содержались, а не жили. Грязь, воровство, разруха. Конечно, чтобы организовать мальчишек по своим принципам общежития было приложено немало сил. Это читать легко, а вот работы было немерено. И  с этим горьковцы все быстро порешали. Сила коллектива была на лицо. И какого коллектива! Который не боится трудностей, а преодолевает их. Не даром на стене столовой висел транспарант «Не пищать!».

И теперь возникает вопрос. Почему Макаренко до поры до времени разрешали так жить в колонии, а потом отставили от дел? Да все потому. Пока голод и разруха, на кого-то надо перевести стрелки, а как обросли жирком, так мы лучше знаем о воспитании детей.  Он сумел взрастить в детях радость труда, радость преодоления себя. Дети поверили в себя. И это могло быть опасным для того же отдела народного образования. На глазах рушилась «педагогическая» наука. Ведь сколько лет в Кряжах преподаватели ничего не смогли поделать с малолетками, а тут силой коллектива в считанные месяцы народ изменился. Так глядишь и на месте будет не усидеть. Лучше избавиться от этого Макаренко. Автор в книге об этом умалчивает. Может в силу своей скромности(так где-то мельком о том, как его не любили), может не считал нужным описывать. Но горечь есть, есть... Колония имени М.Горького работала в 20-е годы прошлого века. О Макаренко мы знаем и помним, а кто вспомнит тех деловых педагогов? Если их так можно называть. Отсюда вывод. Труд делает человека человеком. Не надо ничего придумывать. Стоит просто лучше изучать опыт передовых в своем деле людей. А Макаренко среди них гигант. И ничего страшного в том, что дети работают нет. Таким образом они учатся уважению к простому мирному делу.

Хочется сказать и о тексте. У автора хорошая рука. Речь интересная, плавная. Написано легко и интересно. А, если учитывать его занятость, то просто бесподобно. Если бы было можно поставить 15 звезд, то так и сделала бы.

Рекомендую читать книгу всем от мала до велика. И педагогам, и родителям, и детям. Всем-всем

Прочитана в играх Библиотека Трактира, Звездный путь, Игра в классики, Книжная страна, Книжное государство, Летний большой ринг, Литера Терра, Найди Горшки и Рожки, Собери их всех — турнир, Хогвартс

Комментарии


За статью спасибо!
Собственно, Наробраз никогда не поддерживал Макаренко.
Крупская считала, что он совсем не большевик - ребят бьёт, дисциплину сделал армейскую, придумал всякие знамёна, нашивки и т.п.
Макаренко всегда находил поддержку в чекистах. Именно под их патронажем он и смог работать более-менее нормально, пока в "дамсоцвосе" (как называл он своё начальство) сидели педологи.
Потом товарищ Сталин педологов из педагогики убрал. И Макаренко очень благодарил его за это. Но это было уже в конце тридцатых и Макаренко вскоре умер.
А теперь под названием педагогики в систему образования снова протащены педологи. В университетах систему Макаренко преподают, а воплощать её в школах не дают.


Спасибо! Побольше бы таких педагогов сейчас. Дети были бы другими. А то права знают, а обязанностей — ноль


Пожалуйста!
Тут всё не так просто.
Сейчас созданы такие условия, которые приводят к уходу педагогов подобного типа из школ. Сам педагог:) Сам ушёл:)
В дела Макаренко никто поминутно ведь не лез - кто знал, что он там делал? Впрочем, и его потом выжили. А в нынешней школе учителя сделали "сотрудником", нормируют каждый его шаг, а заниматься педагогикой просто не дают - не оставляют ни времени, ни сил на это.
Может, изменится ситуация, тогда и педагоги талантливые появятся.