Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

4 июля 2022 г. 17:03

618

2 Серёжик и хитрые маркетологи

Не знаю, чей текст помещен на задник книги, но ясно одно - этот человек "Серёжика" Даниеляна не читал. Однако со стороны издателя наблюдается умелый (пусть и подленький, но бизнес есть бизнес) маркетинговый ход - выстроить у потенциального покупателя ассоциативные связи с другими произведениями, занявшими свою нишу. Яркими, продаваемыми и нашедшими своего читателя. В данном случае с произведениями Наринэ Абгарян. Прельстить обложкой и отзывами, чтобы обеспечить продажи. И пусть потом читатель поймет, что общего между "Серёжиком" и условной "Манюней" примерно как у дерева и домашних оладий, но это все после, а товар уже будет реализован.

Забудьте, что говорили рекламщики об атмосферной связи произведений Абгарян и Даниеляна, забудьте, что книга эта издана в серии "Люди, которые всегда со мной". "Сережик" - это автобиография на грани беллетристики и графомании, в которой соседствуют прямо противоположенные мысли и формы их подачи. Они вроде бы загнаны в типичную схему линейного повествования, но авторские "решения" и "нраво"учительные комментарии (а этого добра там полно) выбивают текст даже из таких примитивных рамок.

Книга пытается быть воспоминаниями о детстве, и ей она и является примерно до середины (далее начинается описание института и армии), только снабжена она таким обилием забористого мата, что, как минимум, выглядит странно. Есть вот у некоторых сомнительных писателей привычка включать в свой текст великое множество "неприемлемого" и сводить все к тому, что, дескать, вы, читатели, ханжи, поэтому нечего браться за мое гениальное постмодернистское творение. Все равно ничего не поймете. На самом же деле это демонстрация непонимания автором слова и слога. Мат - такая же часть литературы, как, скажем, фразеологизмы, и обращаться с ним надо умело. Понимать, где, когда и в какой форме он уместен, а где выглядит как пятая нога. Так вот мат в "Серёжике" - как раз та самая пятая нога.

Вообще по прочтении не особо понятно, какие чувства испытывает Даниелян к своему детству. Для ностальгии слишком много грязи, вывернутого нижнего белья, пассивной злобы и агрессии. Для сожаления и бичевания тоже не дотягивает. Если книга задумывалась как рассказ о жизни стандартного человека, где есть и светлые, и темные стороны, то это не получилось вовсе: стилистически текст не обработан и выглядит описанием ситуаций из прошлого, снабженных желчными комментариями Даниеляна. И оравой постельных подробностей с перечислением того, кто, когда и с кем. По факту произведение напоминает брюзжание ворчливого деда, для которого "раньше было лучше". Только вот для Сергея и раньше не лучше, и сейчас не очень. Везде стабильно плохо.

Отдельного упоминания заслуживают шалости, составляющие основу произведений о детстве. Только то, что показано в "Серёжике", тянет не на забавы и проказы, а на серьезную демонстрацию девиантного поведения:

спойлер

Не знаю, что должно быть в голове у уже не маленького ребенка, чтобы измазывать фекалиями перила подъезда, справлять с балкона нужду на спины соседей и кинуть полицейскому в голову огромный камень (и то, что он целился в нарды, но слегка промахнулся, ситуации не меняет). Шалостями тут даже и не пахнет, но отсутствием воспитания - вполне. Да и родителей, в общем-то, волнует вопрос о том, как бы не завели уголовное дело, а не то, что человек в критическом состоянии находится в больнице и может умереть, а их дитя становится откровенно опасным для окружающих.

На этом юный Серёжик не останавливается и бьет одноклассницу камнем по голове, кидается камнями (что за любовь к камням, я не знаю) в котов, отрывает лапки лягушкам, создает общественно опасные ситуации (например, была у него привычка вставать на жд пути перед движущимся поездом, смотреть, как в ужасе машет ему машинист, не успевая затормозить, и в самый последний момент отскакивать с рельсов). И с возрастом лучше не становится. А родители заняты коррупционными схемами, где получить взятку и кому ее дать, чтобы их дитятку зачислили в институт на чужое бюджетное место и не отправили в Афганистан.

свернуть

Где здесь обозреватель увидел "нежное и лиричное" произведение, непонятно. А вот эта часть аннотации вообще вызывает смех: "...о связи поколений. О тех взрослых, родных и близких, которые становятся свидетелями твоих первых шагов и потом навсегда остаются рядом с тобой. Даже когда уже уходят". Потому что в своей книге Даниелян прямо говорит, что думает о всех своих родственниках, семейных узах и "связях поколений":

Что касается меня лично, то я давно уже отказался ото всех и убил своих бабушек, дедушек, родителей. В себе. Даже если мама пока еще была жива, пыталась как-то рулить мной - это уже было вне меня.

Вот вам вся "нежность и лиричность".

Не рекомендую никому, кроме любителей творчества Даниеляна, которым было бы интересно прочитать такую немного художественную автобиографию их кумира.


2/5