Больше рецензий

1 июля 2022 г. 12:19

883

5 Спойлер Атмосферный справочник по Голливуду 1920-х с безумной любовью к кино

Впечатлившись книгой «Смерть — дело одинокое» — первой из детективного цикла, я с энтузиазмом взялась за вторую часть. И снова не прогадала. В «Кладбище для безумцев» появляются уже знакомые герои. Ворчливый, но на самом деле добродушный и заботливый детектив Крамли; экстравагантная бессмертная богиня Голливуда Констанция Раттиган, Генри — чернокожий слепой с нюхом, острее чем у собаки-ищейки. И конечно главный герой, за которым легко угадать образ самого Брэдбери.

События происходят все в том же Лос-Анджелесе, но на этот раз в Голливуде. Рассказчик — теперь уже не писатель-неудачник, а талантливый сценарист киностудии «Максимус Филмз», вместе со своим другом Роем — лучшим в мире аниматором динозавров, работает над созданием фантастического фильма. Для успеха им нужно одно — ужасное чудовище, которое заставит зрителей визжать от страха и закрывать глаза перед экраном.

И вот однажды главный герой во время Хеллоуинской вечеринки оказывается на кладбище, которое разделяет с киностудией каменная стена. И видит оживший труп бывшего руководителя «Максимус Филмз» — Джейсма Арбутнота. После этого начинается непонятная солянка из загадочных событий, убийств и исчезновений. Рой создает жуткое чудовище, увидев которое, испуганный и разъяренный нынешний директор студии Мэнни Либер увольняет слишком талантливого художника. Снова начинают пропадать люди, в «Максимусе» поднимается паника и все идет плохо.

Намереваясь вернуть лучшего друга и всех спасти, рассказчик снова звонит Крамли. Помимо детектива, в распутывании дела ему помогаю Генри, Констанция, надменный австрийско-китайский режиссер Фриц Вонг, бальзамировщик трупа Ленина, пьянчуга, вжившийся в роль Иисуса Христа и другие.

В этот раз обойдусь без спойлеров и не стану намекать, кто оказался главным злодеем. Пусть сохранится интрига. Тут хочется рассказать о том, чем меня так зацепила эта история.

В первую очередь, чарующей атмосферой старого Голливуда и безмерной любовью Брэдбери к кино. Уже на первых страницах появляются огромные съемочные павильоны, натуралистичные декорации, толпы актеров. За день тут можно увидеть Колизей и марширующий отряд спартанцев в красных тогах, Собор Парижской Богоматери и Горбуна, Иисуса, распивающего вино в компании молодых статисток, чудовищных механических динозавров размером с шахматные фигурки. И много чего еще.

Сама студия «Максимус Филмз» собрала в себе черты многих гигантов киноиндустрии того времени: «Парамаунт Пикчерз», «Метро Голдвин Мейер», «Уорнер Бразерс» и прочих. Роман — настоящая энциклопедия Голливуда, полная отсылок к знаменитым актерам, режиссерам, сценаристам, фильмам и важным для истории американского кино событиям.

Многие упоминания тонко вплетены в метафоры и шутки, понять которые можно только после того, как прочитаешь соответствующую сноску. От этого местами читать было сложновато, но в целом мне нравится такой формат. Полностью погружаешься в исторические реалии и узнаешь много чего интересного (я вот, например, даже список немого кино для просмотра составила).

Сюжет все такой же динамичный и нескучный, так что книга легко читается запоем за пару вечеров. Посыл Брэдбери в этом романе прост, понятен и уже хорошо мне знаком по другим его произведениям: люди становятся злодеями от одиночества и непонимания, но вовремя проявленная эмпатия, поддержка и любовь могут спасти даже самого заплутавшего путника.

Кстати, каждую часть этого детективного цикла переводят разные люди, и это прослеживается очень четко. Я привыкла к языку и подаче в «Смерти» и приспособиться к стилю в «Кладбище» по началу было непросто. Но история с первых страниц затягивает в ураган событий, так что на такие мелочи перестаешь обращать внимание.

Свежо, иронично, познавательно и красиво, а монологи героев можно разбирать на цитаты. Приятное, расслабляющее и уютное чтение для поклонников Брэдбери (вроде меня).