Больше рецензий

30 июня 2022 г. 14:32

208

3

Сразу приходится констатировать: ещё одна разочаровывающая книга британского фантаста Аластера Рейнольдса. Разочаровывающая – потому, что малая форма (рассказы, повести) этого писателя почти всегда оставляла положительное впечатление, да и романы (особенно внецикловые) были достойны, как правило, высокой оценки. Но вот уже вторая подряд его работа прочитана (сначала – не в порядке хронологии написания – до меня дошёл «Обречённый мир»), и не покидает стойкое ощущение, что время потрачено на пустышку, посредственность. Тем обиднее, что начало «Дождя Забвения» получилось очень интересным, и примерно четвёртая часть общего объема (условно до схождения в одну точку двух параллельных сюжетных линий главных героев) может быть «проглочена» читателем буквально за один присест. В данной связи советую заранее не копаться в материалах о романе, потому как, например, некоторые аннотации безбожно спойлерят именно эту лучшую интригующую часть.

Попробуйте найти комбинацию жанров «фантастика» + «нуар» (не говоря уже о «космоопере») и, скорее всего, найдёте не более двух-трёх десятков книг, из которых с высоким рейтингом можно пересчитать буквально по пальцам. Мой личный критерий поиска был прост: найти в литературе что-нибудь подобное фильмам «Тёмный город» или «Бегущий по лезвию»; чтобы действие развивалось в далёком будущем, чтобы в городе шёл дождь, горели неоновые огни вверху и пугали тёмные опасные переулки внизу, чтобы детектив в потрёпанном плаще расследовал преступление, которое бы привело к нечто большему, чем очередное убийство из-за денег. И, как вы уже, наверное, поняли, «Дождь Забвения» формально присутствует среди результатов подобного поиска. Фактически же ожидание оправдало только отмеченное вступление, где Рейнольдс замешал в одном флаконе и намёк на «Тёмный город», и Набережную Орфевр (а точнее – комиссара Мегрэ), и, вероятно, много чего ещё. Но чем дальше, тем, к сожалению, получалось хуже: словно оправдывая российское адаптированное название книги, британский фантаст сначала размыл первоначальную атмосферу дождём несуразностей и бесконечных пустых диалогов, а затем и вовсе забыл, как здорово он начал свою работу. В итоге даже «Заводная» Паоло Бачигалупи, которая, казалось бы, вообще никоим образом не отвечает вышеуказанным критериям поиска, по ощущениям, куда ближе к искомому, нежели обозреваемый роман.

Итак, в чём же главные претензии к книге?

Во-первых, это стиль изложения и авторский язык. Помню, ещё в сборнике Гарднера Дозуа «Лучшее за год XXIV. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк» из почти трёх десятков авторов Рейнольдс выделялся именно художественным своеобразием и выигрышно смотрелся наравне с сухим и невыразительным повествованием большинства последователей «твёрдой» научной фантастики. Здесь же этого нет и в помине, даже со скидкой на перевод. Стоит отметить, что применительно к некоторым российским авторам на ФантЛабе есть такой раздел, как «лингвистический анализ текста». Если провести параллель с «Дождём забвения», то, скорее всего, получим следующие результаты: активный словарный запас – низкий, доля диалогов в тексте – процентов 85-90, что чрезмерно много. Иными словами, художественная ценность книги стремится к нулю. Читать такой текст, конечно, легко, но уж очень данный процесс напоминают жевательную резинку: поначалу вроде бы вкусно, а потом челюсти работают уже на автомате. Вот и в рассматриваемом случае Рейнольдс, такое ощущение, писал с листа, особо не прорабатывая, и не оттачивая слог. Объём ради объёма, чтобы выполнить контракт с издательством. Ещё раз повторю – большинство диалогов смысловой нагрузки не несёт, стилистически фразы исходят явно от одного лица и не учитывают особенности совершенно разных персонажей, которых разделяют пространство, время, уровень развития и прочие факторы.

Во-вторых, это сюжет и заложенные в него идеи (собственно, то, ради чего многие и читают фантастику в принципе). Здесь Рейнольдс садится на излюбленного конька машинерии; прогры у него – это бездушные существа, совокупность наномашин, имеющая мало общего с людьми, как таковыми. При этом принципы нового жизнеустройства и функционирования проработаны слабо, даром что не «твёрдая» НФ. Если кого-то забавлял в своё время механизм межзвёздного портала в «Контакте» Сагана, то здесь приготовьтесь к гомерическому хохоту. Человечество, достигшее описанного уровня технологий, использует какие-то смешные приёмники-пузыри для погашения скорости вылетающих из порталов кораблей (ещё бы написал – резинками скорость гасят), в пространственно-временном туннеле может находиться только один корабль (потом, правда, оказывается, что если очень хочется, то можно и два), сам туннель имеет форму кишки, стенок которого нельзя касаться, ну и прочая набившая оскомину ерунда в подобном духе из разряда «всё это мы уже когда-то давно проходили». Не знаю, что там начитался Рейнольдс в «блестящем труде» Джулиана Джексона (о чём упоминает в благодарностях), но делать поворотной точкой Второй мировой войны наступление немцев в Арденнах – это, конечно, надо постараться. А чего тогда Дюнкерк до кучи не добавил? Битва за Москву? Сталинградская битва? Не, не слышали. Как представляется, в этом плане (относительно придумывания альтернативной истории человечества) Аластер недалеко ушел от того бреда, который наваял его британский коллега и постоянный сосед по всяким антологиям Стивен Бакстер в рассказе «Тайна Тихого океана». Невооружённым глазом видно, что Рейнольдс хотел отдать должное, и даже признаться в любви к Парижу (безусловно, величественному городу), поэтому и выстроил сюжет вокруг него, вот только притягивать сюда за уши знаковые события Второй мировой войны не стоило, учитывая какие французы были «бравые» вояки в то время, и как быстро там всё закончилось. Вызывает также вопросы и описание Земли-2. Какая-то игрушечная формация, сначала застывшая, потом ожившая, большой ящик Пандоры, законсервированный внутри непонятно чего и кем где-то в глубинах Космоса… Кому как, но лично я не верю в подобное. Как представляется, было даже реалистичнее свести развитие истории к мультивселенным (сегодня уже порядком поднадоевшим, а тогда – в 2004 году ещё не настолько заезженным) или хотя бы сделать резкий сюжетный поворот относительно того, что оба описываемых мира – это всего лишь копии погибшей когда-то настоящей Земли. Но автор пошёл по другому пути, не слишком остросюжетному и впечатляющему, по сути, сведя всё к мелодраме между двумя людьми из двух миров. Опять-таки, где-то мы это уже видели, и не однократно.

И, наконец, сами герои. Они не раскрыты, не проработаны; плоские, словно нарисованные на листе бумаге (в двухмерном пространстве) фигурки. Мотивация каждого из персонажей порядком страдает, действия нелогичны и существенными причинами не подкреплены. Зачем програм так уж понадобилась Земля? Почему Ожье раз за разом бросается в омут с головой, учитывая, что у нее двое детей? Почему Флойда не удивляет всё то, что происходит с ним, с его миром? Вопросов много, внятных ответов нет. Как вишенка на торте, здесь выступает самая концовка книги, где детектив, по сути, лишает человека жизни, возможности на выздоровление, которое несёт в своих руках, просто потому… чтобы дать шанс знакомой певичке попробовать себя ещё и за океаном. Ох, это так по-западному, так по-европейски! А элементарно путем обсуждения данный вопрос нельзя было решить? Впрочем, если по Рейнольдсу человек и личность – это всего лишь набор воспоминаний, которые могут нести в себе наномашины, то о какой духовности, душе и морали может идти речь?

В итоге нейтральную оценку ставлю только из-за положительного отношения к автору (его творчеству в целом) и благодаря удачной завязке. В остальном же это практически отсутствующий нуар и довольно слабая (не)научная фантастика.