Больше рецензий

kinojane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2022 г. 17:42

484

4

Давно не читала романа с такой проработанной рефлексией в голове у главного героя. Вигдис Йорт действительно напомнила мне норвежский вариант Иэна Макьюэна: такое же дотошное внимание к деталям и многослойность, на первый взгляд, скучной повседневности одной учительницы. Утренние ритуалы и академическая рутина. Очищающие походы в лес и танцы с бубнами вокруг бомжей. Самокопание и самоанализ запредельного уровня: респектабельная и самодостаточная Лотта ощипывает себя, как курицу, до такого состояния, что ей уже в пору лезть в суп и умирать.

А катализатором такого переосмысления становится фильм, который о ней захотел снять студент Таге Баст. Направленная на нее камера становится фильтром, через который она теперь неизбежно пропускает каждый свой поступок, каждый жест и каждое сказанное слово. Что она хотела этим сказать? Действительно ли она хороший человек? Любит ли она учить студентов литературе, или это призвание давно себя исчерпало? Помогает ли она бездомным потому, что ей это нравится, или она просто хочет казаться доброй? Притворяется ли она, или вся наша жизнь априори притворство?

Знаю, многие из нас, и я в том числе, надеялись на очередную историю любви с большой разницей в возрасте, и кое-какие предпосылки были, но Йорт не собирается давать то, чего от нее ждут. Она заставляет до последнего сомневаться в том, куда в итоге приведет сюжет. И на протяжение всего повествования ждешь какого-то взрыва, делящего жизнь Лотты на до и после. Физически ощущаешь напряжение, когда ее представление о себе расшатывается все сильнее, и она фактически выходит из своего тела, пытаясь постоянно посмотреть на себя со стороны и оценивать все глазами другого человека. Честное слово, лучше вообще не задавать себе никаких вопросов, чем проводить такую болезненную деконструкцию личности. Хотя, если она приведет к новому старту, то почему бы и нет? Иногда деконструкция может стать реконструкцией.

Признаюсь, я была скорее на стороне Лотты, чем действительно ничем не интересующихся студентов или Таге Баста, который бесстрастно следовал за ней с камерой, выстраивая свою собственную историю о ней, безжалостно подтасовывая факты. Такой весь правильный и чистый, непонятно откуда взявший право судить ее, а потом еще срубающий награды за свой пасквиль. Но с другой стороны, любой творец искажает реальность, когда пишет о ней книгу, сценарий, картину или песню. Все сюжеты переработаны мышлением и восприятием того, кто их составляет. А значит нет никакой прописной истины и единого стандарта для всех людей. В каждом живет и утка, и заяц, как на известной иллюзии.