Больше рецензий

terina_art

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июня 2022 г. 22:14

340

4.5

О зависти не принято говорить вслух, стыдно признаваться в ней себе и особенно другим, а смелая Анна Матвеева написала о ней целую книгу.

Роман 2015 года, переиздание в новой обложке недавно вышло в РЕШ.

Один день из жизни Веры Стениной, точнее — дорога в аэропорт, погружением в воспоминания превращается в 539-страничную историю, сюжет которой построен не вокруг «родился, учился, женился», а основан на подробном исследовании двух чувств: зависти (к лучшей подруге) и обостренного восприятия искусства.
Первое, зависть, Матвеева-Стенина полномасштабно рассматривает под всеми возможными и невозможными углами. Зависть представлена в образе летучей мыши, этакого мистического босховского существа, которое пожирает Веру изнутри.
Вторым чувством Вера одарена, как никто другой: она ощущает картины всеми органами чувств — не только видит изображение, но и слышит речь, звуки и запахи. Завидная характеристика для искусствоведа. Только Вера настолько поглощена своей завистью, что даже не позволяет себе задуматься о пребывании на другой стороне.
В этой истории дружбы интересно отслеживать, как восприятие кого-либо зависит от угла зрения. Завистливая Вера, играя с фамилией, становится в своих глазах неврастеничной, а по мнению дочери подруги — застенчивой. Юля, подруга, порхающая мать-кукушка, гордится тем, что никому не завидует. Да и ни о ком, собственно, не думает, в то время как прилежная и правильная Вера завидует и делает за двоих. Но зависть, как обида, отравляет только того, кто ее испытывает.
Сейчас часто создают плейлисты к книгам, здесь же стоит создать каталог упомянутых картин или пособие по истории искусств, в идеале — издать роман с иллюстрациями (правда, не представляю, сколько он будет стоить), потому что Вера видит картины не только в галереях: поддерживая постоянный мысленный контакт с мастерами и их полотнами и воспроизводя в уме собственные выставки, она безостановочно просвечивает действительность искусствоведческим рентгеном.
Роман тягучий, вязкий, что закономерно, учитывая поднятые вопросы, но Анна Матвеева делает его изящным и максимально культурным. Во всех смыслах.