Больше рецензий

RedEyes

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июня 2022 г. 15:05

203

4

Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции, Р. Дарнтон. Я уже читал Дарнтона, мне понравилось. И хотя “Месмеризм…” - более запутанная книга, чем Роберт Дарнтон - Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры она все равно достойна прочтения. Итак, о чем речь: в конце 1770х во Францию прибывает Франц Месмер, немецкий врач. Попал он туда из Вены, которую покинул со скандалом, но это не мешает ему очень скоро обзавестись крайне влиятельными и щедрыми клиентами. Вскоре Месмер и его учение - месмеризм - у всех на устах: это самое модное направление даже не науки, а интеллектуальной жизни: оно и про медицину, и про устройство мира, и про возможность создания лучшего общества. Описание идей Месмера, на современный взгляд, тарабарщина: все вертится вокруг животного магнетизма, идеи о том, что все пронизывает невидимый и неощутимый флюид, неправильное течение которого вызывает болезнь. Целительные сеансы включают музыку, коллективные ванны, веревки и металлические жезлы - все для того, чтобы флюид циркулировал как надо. Учение очень удобное, поскольку объясняет примерно все, и обещает тоже очень многое: телепатию, лечение на расстоянии, и прочие чудеса с минимальным входным барьером: нужно верить, платить и соблюдать рекомендации Месмера. “Настоящие” медики и ученые пытаются сопротивляться и в ходе опытов доказывают, что это все шарлатанство, все “исцеления” - результат внушаемости пациентов. Но их обвиняют в авторитаризме и не слушают. Вообще говоря 18 век - время искреннего интереса к науке в любых проявлениях - все экспериментируют по мере сил, охотно скидываются на самые невероятные прожекты, а разного рода испытатели - например, воздухоплаватели - настоящие поп-звезды; так что оптимизм по поводу скорого - и не слишком обременительного - раскрытия всех секретов мира понятен. Кроме того, месмеризм - своего рода прибежище для всех, кому тесно во Франции Старого режима, в том числе неудачников от науки и философии, для которых месмеризм - “зонтик” для пропаганды своих идей и прозрений. Это приводит к тому, что месмеризм раскалывается на несколько потоков, которые конкурируют друг с другом; самого Месмера критикуют за сокрытие своих методов, недостаточный энтузиазм (и, очевидно, жадность). После Великой Французской Революции интерес к месмеризму спадает, но он сохраняет влияние еще долгое время, до середины XIX в., и явно имеет отношение к последующим модным течениям, вроде спиритизма. Остаются интересные вопросы: как одна из самых просвещенных и продвинутых стран помешалась на шарлатанском учении, и случайно ли его популярность совпала с временами великих потрясений. Итого: интересно, хотя погружение в нюансы месмеризма и его истории в какой-то момент может и утомить

Больше рецензий - в моём ТГ-канале "Красные глаза", @pinnedchannel