Больше рецензий

26 июня 2022 г. 09:55

1K

4.5 "А мы - люди божьи. Не русские и не православные, а праведные христиане."

Человек в своей вере способен дойти до маразма, искренне считая себя правым. Религиозная тематика очень щепетильна - грань за которой кончается нормальное следование канонам религии и начинается «обрыв» в пропасть, настолько тонка, что сложно сказать наверняка где она проходит. Особенно тяжело это понять, если ты живешь в обособленном обществе. Глухая Сибирь, старообрядческие скиты... Место, где все события колыхавшие страну докатываются лишь едва слышными отголосками, а жизнь течет по старым законам, шумит листва тополеи и ветер «увы» не доносит новости. Староверы, не желая принимать новую веру, законы царя ушли вглубь страны и поселились там, возведя некий занавес между собой и «миром». Если кто-то думает, что они были добрыми, кроткими и благостными, то это жестокая ошибка. Это были совершенно невежественные люди, внимающие каждому слову их лидера. В общине царили свои законы, обычаи, приметы, разгул самодурства, тирании, методы инквизиции, ничтожность человеческой боли и порой обесценивание самой сути существования.
Повествование охватывает жизнь таежных людей, раскольников-старообрядцев на протяжении времени от восстания декабристов до революции 1917г. Как спасались от царского гнета, как начинали новую жизнь на берегах Ишима, на что им приходилось идти, как некоторым тяжело давалось отречение от веры отцов, дедов и прадедов, а кто-то наоборот только укреплялся в своих новых религиозных взглядах. Как человек перешагивает свои внутренние устои, буквально размалывая их в пыль по навождению чужих людей или в угоду личным интересам, насколько большую роль играет отчаяние в смерти души, когда человек превращается в животное, способное окропить образа кровью, и как далек путь от молитвы ВО славу святого, до убийства ДЛЯ святого. На все эти вопросы автор дает боллее чем развернутые обоснованные и кажущиеся интуитивно верными ответы.
После определенных событий, произошедших в этой общине, люди группируются по особенностям веры, которые вроде и похожи, но есть отличия и потому они начинают враждовать. Достаточно детализировано описывается весь жизненный уклад "тополевого толка". Например, ребенок, рожденный с увечьем - это дитя сатаны и за него следует смерть. Жестко? По меркам нашего времени - дико! Женщинам доставалось по первое число! Ярким пятном в повествование вплетена одна такая судьба, хорошо показывающая всю колоритность взглядов этих «людей». Только родив, ее уже выгоняют на поле работать, плюс не поскупятся на оплеухи за леность. Доведенная до отчаяния молодая мать, полностью уничтоженная моральным и физическим истощением готова на все ради минуты покоя. Даже спать с отцом мужа (снохачество) и это воспринимается как норма и благодать, на что не пойдешь ради крупицы теплоты. Это не спойлер, а лишь такая зарисовка для понимания сути этого поселения. Конечно все это происходит под громкие прославления Бога (а был ли он там?) под иконостасом. От нравов и порядков порой мурашки бегали по коже. До чего народ был задавлен верой и страхом. Сколько жестокости творили со словами молитвы. Люди (?!?) рассуждая о чистоте веры, тут же подло предают и убивают родных, близких, любимых! Но, не все в жизни стабильно - буря залетает и в глухую Сибирь, оттуда откуда не ждешь и все перемалывается и меняется и вот уже нет скитта.
Теперь о том почему книга мне местами не понравилась, не все с ней так хорошо, как может показаться. Взявшись за прочтение книги, как просто исторического романа о старообрядцах (!) нужно было понимать что это пропагандистская литература. Отсутствие прямых авторских оценочных суждений в начале книги сбивает с толку, опять же стоило бы пораскинуть мозгами и понять, что книгу с положительной оценкой религии просто бы не пропустили в печать, а автор и вовсе отправился бы на Колыму остужать голову. Советских авторов того периода, можно условно скучковать на два круга.Первый - социалистических реалистов, которые благополучно канули в пыль истории, вместе со своими произведениями, и интересны теперь только особо дотошным литературоведам. Вторые - авторы, вынужденных вкраплять в свои реалистические произведения пропагандистские идеи, которые легко вычисляются при чтении, т. к. выбиваются из общей стилистики, да и вписаны зачастую после нескольких лет гонений черновика по разным цензорам. Этот же роман сложно отнести к социалистическому реализму. Тут нет прямых лозунгов и призывов, а герои далеки от образа Корчагина, назвать их положительными можно, но с большим трудом. К героям книги я не испытывала симпатии, а женские образы и вовсе получились какими-то поверхностными и истеричными, за исключением Ефимии (по словам автора реально существовавшей долгожительницы) Верим? Думаю да.
Итак, что по итогу выходит - через весь роман "красной нитью" проходит вопрос, куда же идет наша страна, и как тут не вспомнить отрывок из "Мертвых душ" о птице-тройке… им собственно и подведу итог всего вышесказанного



Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях ……..Русь, куда ж несешься ты? дай ответ.. Не дает ответа….

Проходят дни, пролетают года и власти, но судьбами человеческими по прежнему правят жадность и злоба, вера и надежда, любовь и ненависть. На этом поставим жирное многоточие, ведь впереди еще два тома.

Комментарии


Отличный отзыв!


Спасибо)


Пишите еще!