Больше рецензий

25 июня 2022 г. 12:29

213

4 Ты - сестра моя. А это значит, что я не возвышу себя над тобой и не унижу себя пред тобою. (с)

Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения "маски", которая вызвала у меня неоднозначные чувства. С одной стороны, мне очень нравится мастерство Лема, и то, с какой легкостью у него получается воссоздать странный мир будущего, в котором роботы существуют рядом с классической монархией. Мне даже захотелось немного больше узнать про сам мир, в котором происходят все эти события. Но, к сожалению, повествование идет от первого лица одного конкретного персонажа, и поэтому я был лишен такой возможности.

Хочу сразу сделать важное уточнение - спойлеров в отзыве не будет. Но также не будет сделан и полноценный разбор по главам с целью выявить основные идеи, которые автор заложил в работу. Я просто делюсь впечатлениями после прочтения очередной истории, и иногда, если есть настроение, пытаюсь сделать общий анализ без гадания на гуще. Не люблю я такое. Да и мнением обычно люди делятся немного по другому поводу : ) Так что если вы ищете некий полноценный разбор текста, то я вам ничем не смогу помочь.

Простите, у меня просто поверхностный обзор.

"Маска" - не совсем обычное произведение про роботов, в котором автор играет со своими читателями с помощью персонажа, от лица которого и ведется произведение. Вначале нам показывают сцену создания персонажа, который не олицетворяет себя как личность, и к самому себе обращается как к среднему полу. Но уже через несколько страниц перед нами предстает образ героини, которая считает себя дочерью одного из местных аристократов, которая страдает галлюцинациями, и потому та сцена со странным "пробуждением" кажется ей только сном.

Не считайте спойлером тот факт, что персонаж на самом деле не является человеком, а лишь является творением местного правителя, которое было создано для того, чтобы найти и наказать очередного "противника" системы, лицом которой и является тот самый король, который и дал приказ создать эту машину. Несмотря на попытки самосознания этой машины, которая даже временно считает себя девушкой с галлюцинациями и провалами в памяти лишь авторская попытка показать сложность процесса самоощущения.

А не попытка ввести читателя в заблуждение путем двойного обмана (первый уровень обмана заключается в том, что машина притворяется человеком, чтобы никто не догадался об истинной сути этого творения; а второй уровень обмана - попытка ввести читателя в заблуждения, что невозможно сделать в силу того, что на первой странице у нас показан полный процесс создания этой машины). И да, произведение на самом деле получилось многогранным и неоднозначным.

Несмотря на однозначный элемент фантастики, я бы выделил здесь и приемы психологии, и даже нашлось место для драмы, которая передается через отношение машины к тому, кого она должна уничтожить. Ведь до того момента, когда она осознает себя как палача, посланного королем, между ней и жертвой вспыхивает некая страсть. которую можно было бы назвать даже любовь. Созданные как идеальные убийцы, эти творения вынуждены мимикрировать под человеческое общество, и потому первые несколько дней они действительно могут считать себя полноценными людьми.

И даже после того, как истинная сущность "вылупляется из кокона", остатки прежних эмоций и чувств сохраняются под металлическим корпусом. Более того - глубинное "я" персонажа не меняется и продолжает сохраняться. Только теперь вместо дочери аристократа к сознанию прибавляется и холодный разум машины, которая осознала свое место в этом мире, и которая вынуждена подчиняться встроенным в неё протоколам.

"Маска" поражает витиеватостью языка. Я не могу точно сказать нравится мне такая манера повествования или нет, но это действительно нечто уникальное в плане жанровой принадлежности произведения. Однозначно могу рекомендовать историю тем, кто любит не только фантастику, но и обожает неоднозначные байки, в которых до конца непонятны мотивы героя. Когда ты не знаешь как к нему относиться. Ведь Станислав не дает даже толком понять сюжет. Нас фактически ставят перед фактом, что некое королевство, в котором правитель решил убрать одного человека, который ему мешает.

Причины нам никто не объяснит, а главный герой произведения и сам не знает причины такого приказа. Да и никто не будет отчитываться перед инструментом. Несмотря на разум машины, она все еще остается лишь железякой с имитацией разума, которому дана задача. И как я понимаю, нарушить протокол и пройти против воли создателя невозможно. Даже если машина решит попробовать пойти против своей программы, она не сможет ей противостоять, Намеки на это давались даже в самой истории, когда еще "девушка" пыталась предостеречь ухажера от желания встретиться с ней еще раз после бала.

Но некая внутренняя сила не позволила ей произнести эти роковые слова, и она могла говорить только иносказательно, тем самым лишившись ЛЮБОЙ возможности хоть как-то предупредить своего ухажера о той опасности, которую она для него представляет. Что я могу сказать на это? Король явно понимает как работать с роботами, и никому не позволит расшатывать свой авторитет. И если надо, то он готов убрать конкурентов любыми способами Даже с помощью использования железных убийц.

Впрочем, это уже совершенно другая история : )

"Маска" рассказывает нам историю странной, невозможной любви, которую я мог бы даже охарактеризовать как "Ромео и Джульетта" с немного иной парадигмой отношений. Дело в том, что местный Ромео не подозревает об истинной сущности той, в которую он имел неосторожность влюбиться. Ситуация усугубляется тем, что и сама машина не знала о своей сути до момента окончательного пробуждения, когда металлическое естество покинуло бренную человеческую оболочку, которая до времени хранила её тайну.
Обретя свой настоящий вид, убийца продолжает сохранять свой первоначальный разум и даже эмоции к жертве, которую ей/ему? нужно уничтожить. Король мог вложить в протоколы приказ об уничтожении, но никто не в силах заставить героя произведения возненавидеть человека, к которому у персонажа даже были странные и противоречивые чувства. Это сложно назвать любовью, но между ними действительно пронеслась искра.

Нужно ли это для того, чтобы робот следовал за своей жертвой, или в нашем случае действительно идет про нарушение целостности системы механического создания, внутри которого появились эмоции, способные помешать исполнению приговора? Однозначного ответа нет, и быть не может. Это Лем, одна из особенностей его произведений - двусмысленность мотивации поступков или даже самого мира, в котором не все события можно трактовать однозначно. "Покинуты Эдем" до сих пор одно из самых любимых мной фантастических произведений про изучение чужих миров, в котором это передана ПРЕКРАСНО.

Но вернемся к нашей истории : )

Местный мир действительно очень сильно напоминает наше средневековье. Есть монарх, который правит страной. Есть аристократы, люди передвигаются с помощью карет, во дворце происходят пиршества и балы. Здесь есть и религия, так как во время своих путешествий робот встретится с монахами, которые признают в этой сущности личность, равную им самим. На самом деле очень интересная параллель про то, что грешный человек пытается бороться с пороками, но у него не всегла это получается.

Точно также машина пытается противостоять своим протоколам, так как у неё есть свои собственные идеи и мысли. Но сможет ли палач устоять против заложенных скриптов? Это вопрос, на который ни у кого нет точного ответа. Именно в этой неоднозначности монахи видят в машине равную своим порокам личность, которая пытается бороться со своим естеством и стать хотя бы немного лучше. Что по мне. так звучит очень интересно. Местами похоже на три правила роботов из вселенной Айзека, но с более философским уклоном.

Чем мужчина не угодил королю, который решил натравить на него машину? От лица разных персонажей будут звучать разные точки зрения на эту ситуацию, так как сам робот точно не сможет ответить на этот вопрос. В сознании этой сущности такой информации просто нет - создатель не счет нужным вкладывать эти знания в свой инструмент, задача которого является в том, что уничтожить конкретную цель.

В чем основная задумка "маски"?

Не буду оригинальным, но предположу, что автор через идею роботов, притворяющих людьми пытается рассуждать на тему предопределения и возможности изменить свою судьбу. Являются люди заложниками своих генов и привычек, которые появляются вместе с их рождением? Или мы свободные личности, способные к изменениям, и нет никакой судьбы в нашей жизни, которая решает за нас? В то время как ветка короля с мужчиной, которого он хочет убить на самом деле вторична.

Для нас как для читателя важны внутренние мотивы персонажа произведения, который мечется между своими старыми чувствами и необходимостью выполнить поставленный при рождении приказ.

На мой взгляд это очень личная и действительно интересная история, в которой автор поднимает действительно сложные вопросы бытия человеческой личности. Но, повторюсь, что я не ставлю своей задачей сделать некий серьезный анализ текста, и потому это лишь мои предположения. Понравилась ли мне "маска"? Да, определенно.

Но мне не хватило описаний самого мира, в котором происходят все эти события. Какая эта планета, и какое у нас время? Почему мир настолько сильно похож на средневековый, несмотря на наличие здесь сложных и разумных машин, которые приобретают даже самосознание с возможностью выбирать как им поступать в той или иной ситуации, в зависимости от множества второстепенных факторов. Это не помешало мне насладиться историей, но поставить максимально высокую оценку я также не готов.

Поэтому только четверка. Но твердая : )