Больше рецензий

25 июня 2022 г. 11:54

255

4

Меланхоличная история о бедном молодом журналисте, приехавшем покорять Филиппсбург, - так начинается роман Мартина Вальзера - на деле оказалась умной сатирической притчей о быте и нравах мелкой буржуазии. Сцены из супружеской жизни героев, включая "брачную историю" милого Ганса Боймана, не то чтобы очень похожи, но замечательно дополняют друг друга: измены, эгоизм, ложь, равнодушие, одержимость, скука, расчетливость - здесь есть всё, кроме любви. Герои говорят и думают о чем угодно, в первую очередь о деньгах, конечно, о карьере, успехе, политике, еде, одежде, внешности, сексе, но только не о любви. На фоне бездушного потребительского существования одна за другой происходят трагедии, но герои их как будто не замечают, хотя сами являются их причинами. То есть замечают, конечно, но кроме досады, кажется, ничего не испытывают. Никакого внутреннего конфликта, никаких угрызений совести.

События романа описываются с точки зрения отдельного героя: того самого молодого журналиста-провинциала Ганса Боймана, врача-гинеколога Бенрата и адвоката Альвица. И сложно сказать к финалу романа, кто из рассказчиков более циничный и неприятный персонаж. Женские персонажи права голоса лишены, что они думают и чувствуют, пересказывают мужчины, а их поступки также предопределены действиями или бездействием мужчин. В той картине мира, которую рисуют мужчины-рассказчики, женщина в принципе имеет ценность только в двух качествах: как жена, если она способна обеспечить карьерный рост мужа, и как любовница, если она красива и сексуально привлекательна.

Книга, которая начиналась как легкий "роман карьеры", оказалась масштабной "ироничной и яростной хроникой нашего времени", историей об обществе, в котором полностью утрачена способность любить и сострадать. Очень обыденной и узнаваемой историей. Да, написано легко и иронично, но всё равно страшно.

KillWish, тур 9