Больше рецензий

25 июня 2022 г. 02:10

117

5 Спойлер О стадах и пастухах

Прочел выборочно, пропуская уже прочитанное в других его книгах – о политтехнологиях, выборных кампаниях и т.п. Читается всегда легко, автор умеет писать просто и увлекательно, но это не легковесная «попса» – за всем стоит солидная научная база на уровне профессора столичного вуза, коим Матвейчев среди прочего является, широкая эрудиция и, самое главное, – знание PR-кухни изнутри, инсайд от высокорейтингового политтехнолога.

Из наиболее познавательного – разделы о СМИ; о том, как американцы учат украинцев; об использовании интернета в политике; о пропаганде в эпоху постправды.

В лекции о СМИ рассказывается о том, как управляются западные «свободные» СМИ и, соответственно, наши медиа в постперестроечную эпоху. Как устанавливается повестка дня, как используется коммерческий характер медиа и как у нас в 90-е годы были заимствованы западные профессиональные стандарты журналистики – сенсационность, поверхностность, манипулятивность и др. Тем, кто верит, что «там» СМИ свободны, а у нас нет, очень полезно почитать.

Чему американцы учат украинцев – повествование на основе личного опыта пиарщика на Украине и по рассказам многочисленных коллег, продолжающих работать там. Командуют там американцы, местные «индейцы» у них в учениках и подмастерьях. Исходный посыл американцев – «мы самые крутые, мы победили русских в холодной войне, победим и сейчас, в войне информационной». Русские в информационных войнах – лохи, вы, украинцы, тоже, но вы нас слушаете, поэтому «вы на стороне будущих победителей», у вас есть шанс обыграть россиян. Ахиллесова пята России (=Украины) – неумение разделять личность и государство. В Америке ругают и даже свергают президентов, но государство как система – незыблемо, сакрально, поэтому президенты меняются, а государство остается. У русских – «грохнут своего вождя, грохнут и государство». Поэтому, украинцы, бейте именно по Путину, чтобы разрушить российское государство! Но бить надо не наотмашь, как вы, балбесы, орали в 2014 г. «Путин **йло», а, пока за Путина большинство, начинать снизу, с региональных проблем: «десакрализация идет снизу вверх». Мощный ресурс – разочаровавшиеся в Путине, те, кто изначально были за него, типа Стрелкова, Делягина, Кости Семина, их нужно в пропаганде использовать на полную. Добиваться, чтобы против Путина вышли все – и либералы, и патриоты, «главное, чтобы там хаос начался, а уж мы потом разберемся, что с этим потом делать». Массово используемые технологии – фейки, вбросы в СМИ (чтобы поссорить элиту – «башни» Кремля). Американский принцип «роя» – огромного количества мелких проектов всевозможных НКО против России, разновидность китайской тактики «миллиона порезов», когда палач ежедневно наносит множество мелких порезов жертве, так что человек умирает медленно и мучительно. Тоже полезное чтиво для «светлоликих оппозиционэров», коих во множестве используют втемную.

Использование Интернета в политике – здесь обзор технологий от скупки блогеров и аккаунтов, геймификации (завлечения всякими анкетами, челленджами, квестами) до деструктивных групп (об этом см. подробнее Афанасьев. Дети интернета). Кстати, «группы смерти» в соцсетях – это были спецоперации американского минобороны («светлоликие» посмеются, но это их проблемы).

О пропаганде в эпоху постправды – самый содержательный раздел. Постправда, как известно, это современное состояние массового информационного пространства, когда управляют не отсылками к фактам (их с легкостью заменяют фейками), а эмоциями и убеждением. Убеждения бывают двух типов – либо рационально-логически доказанные (можно добавить – «прожитые», «выстраданные»), либо внушенные. Интернет для большинства пользователей, особенно для молодых – площадка сплошного внушения. Проявляется это в следующем:

1. Постоянный поток не связанных между собой обрывков информации вводит человека в состояние, аналогичное сну, когда отсутствует доминанта мышления = концентрация сознания. В состоянии клипового, «пиксельного» мышления человек (особенно дети) не может сосредоточиться, усваивать и анализировать сложный материал. Ему легко подбросить «жвачку», которую он проглотит, не задумываясь.

2. Дофаминовая подпитка: человек, зависимый от технологий, – «наркоман в легком виде», а в соединении со гипнотическим сном (см. п.1) это «идеальное состояние, в котором человеку можно что-то внушать». Что социальные сети успешно и делают, поддерживая иллюзию «самостоятельного мнения».

3. Идеология «горизонтальных связей», которой учит современный мир и сети, нацелена на разрушение всевозможных социальных иерархий (наставник – ученик, руководитель – подчиненный), – ты, дескать, «самый крутой, … родители – предки, дебилы…». Внушается настрой на «самосовершенствование», который на самом деле делает человека неспособным чему-либо учиться (ведь если авторитетов нет, у кого учиться? –у себя любимого?). Зато появляется зависимость от «невидимых гуру», на которых ведется «клиент самосовершенствования».

4. «Пузыри» соцсетей ведут к разрыву связей.



«Сети по своей сути не средство, не инструмент, не media, а прерыватель, interruptor, искажение, distortion. Бог медиа, бог постмодерна это differAnce – сеющий различия. … Дьявол. Диа-болос ... - «бросающий между», ... «клеветник, подстрекатель»».

В итоге – «у тебя просто нет души, нет характерных черт твоей личности. Ты распыляешься». Хорошо известная, в общем-то, проблема множественной (читай – утраченной) личностной идентификации в сети.

5. Внушается, что ты «свободная личность», должен отстаивать свои убеждения, и свобода, якобы, в том, чтобы не признавать и издеваться над любыми авторитетами. Но на самом деле ты «еще никто и звать тебя никак», и «самоутвердиться» можешь только эпатажем (на столб залезть и плевать на милиционера). Под незримым руководством, разумеется, «добрых дядей».

В итоге типичные болезни эпохи цифровой постправды это «утрата долгосрочных мотиваций, энергетическая недостаточность, лень, депрессия, прокрастинация». «Ты колышешься вместе с общественным мнением», будучи подчинен мнению группы, а в этом время сам интернет, его контент, стратегии и манипуляции разрабатываются теми,



«кто знает, что такое иерархия, кто не утратил способность учиться, кто читает толстые книги, кто относится к интернету, говоря словами Хайдеггера, с «отрешенностью», то есть пользуется им так, что может и не пользоваться или может преобразовывать. Если есть стада, то есть и пастухи. Но пастухами становятся не самые лучшие бараны, пастухи выковываются по другой технологии».

Не в поисковиках и не в соцсетях. В общем-то, вариация на известную сентенцию о том, что в скором будущем «люди книги будут управлять людьми экрана».