Больше рецензий

Markress

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2022 г. 14:33

467

3.5 Паразиты ли?

Это не семейная сага. Это, скорее, тягучие размышления о том, как складывается жизнь людей под давлением различных обстоятельств и влиянием их собственных решений. Местами повествование было живым и психологически захватывающим, но, в основном, удручающе скучным и однообразным. Я, как читатель, часто увязала в бесконечных размышлениях персонажей о том, что они подумали, куда пошли и что сделали тогда-то и там-то. При том редкий эпизод их воспоминаний был украшен неожиданным поворотом или впечатляющим прозрением героя.

В центре повествования отпрыски знаменитой творческой семьи Делейни: Мария, Найэл и Селия. Мария - дочь Папы от австрийской танцовщицы, Найэл - сын Мамы от французского музыканта, а Селия - общая дочь пары и кровная "полусестра" старших детей.

Толчком для распутывания клубка воспоминаний и вязкой рефлексии для этих троих становится горькая фраза супруга Марии Чарльза о том, что они трое - паразиты. Герои ищут причины такого обвинения в себе самих и в обстоятельствах своей жизни, порой находя оправдания или соглашаясь со столь нелестным эпитетом.

Мария с детства любила копировать окружающих и изображать из себя другого человека. Обладая актерским талантом, она все же не горела театром, а скорее реализовывала свое свойство мимикрии. У Марии не вышло стать ни выдающейся актрисой (хотя и вполне известной), ни хорошей женой, ни любящей матерью. По-настоящему она была привязана только к своему названному брату Найэлу, связь с которым балансировала между дружбой и любовью всю жизнь, но так и не была желаемо реализована обоими.

Найэл долгое время искал любви Мамы, а когда обрел ее внимание, обнаружив талант композитора, внезапно потерял мать в результате несчастного случая. Привязанность к "сестре" Марии не утихла со временем, приняв причудливые формы. Карьера популярного композитора удалась, но Найэлу так и не суждено было сочинить тот самый большой инструментальный концерт, который мог бы вознести его из статуса поп-композитора до гениального творца.

Селия - ребенок талисман. Мягкая, обласканная родителями, связующее звено между всеми членами семьи. После смерти Мамы вынуждена заботиться об отце, который не пожелал отпустить ее во взрослую жизнь. Да она и не старалась вырваться. Реализовывая свою потребность в заботе о ближнем, она зарыла свой незаурядный художественный талант в землю. Раз за разом она откладывала свои шансы и свою собственную жизни ради интересов других людей: Папы, Марии, Кэролайн (дочери Марии).

Если обзывать этих людей паразитами, то только в иносказательном смысле. Если они и паразитировали, то только друг на друге, при том не в одинаковых смыслах. Все трое так и не смогли реализовать свои способности полностью, оставаясь привязанными к знаменитой фамилии своих родителей, к друг другу и к представлению о том, как должна складываться жизнь людей их статуса. По сути Дафна Дюморье, показывая жизнь богемы, только подтверждает давнюю истину, что счастье не в деньгах и славе.

P.S.: С произведениями Дафны Дюморье у меня происходит какая-то чехарда симпатий: отличные романы чередуются с унылыми опусами. Первая "Ребекка" была великолепна во всех отношениях, а следующий "Трактир "Ямайка" разочаровал предсказуемым любовным сюжетом. Компенсация последовала от "Моей кузины Рейчел", которая восхитила глубоким психологизмом. И вот "Паразиты/Богема", то волнующая, то усыпляющая, но чаще просто скучная книга. Буду надеяться, что следующий выбранный мною роман Дюморье будет фееричным.

Комментарии


Ох, вот мне тоже показалось, что название "Богема" тут более уместно, чем "Паразины". Всё ждала и ждала. "Вот они повзрослеют и повествование пойдёт бодрее", уговаривала себя. Куда там. Когда выросли стало еще хуже. Очень хочу прочитать "Ребекку".


Мне в свое время очень понравилась "Ребекка". Правда, я ее очень давно читала, лет 12 назад.